Предпосылки формирования внутреннего рынка ЕС
Современное представление о внутреннем рынке было сформировано еще на основании договора о ЕЭС, в котором было определено понятие общего рынка, как экономического пространства, где могут свободно без ограничений перемещаться товары, услуги, трудовой и финансовый капитал при условии установления единых для всех государств-членов ЕС правил о запрете дискриминации.
Наряду с имеющимися успехами, была значительное количество задач, которые не были выполнены в течение нескольких лет, а именно:
- не было существенного уменьшения мероприятий эквивалентного характера в отношении количественных ограничений (национальные технические правила для продуктов, количество которых росло рядом с экономическими сложностями)
- касательно предоставления услуг, имелись существенные отличия в национальных законодательных актах стран-членов ЕС
- серьезным препятствием для свободной торговли стала антиконкурентная практика, которая распространялась государствами-членами ЕС.
Данные препятствия отражали то, что границы по прежнему существовали и ни о каком свободном перемещении и речи быть не может. Цел ряд правил каждого государств-члена ЕС создавал серьезные ограничения. Такие ограничения были:
- физической природы (например, досмотр лиц и грузов на таможнях)
- технической природы (например, различные требования к качеству и характеристикам товара);
- экономической природы (например, налоговые ставки существенно отличались в каждом государстве-члене ЕС, что создавало трансграничные формальности).
Все эти неудачи в создании общего рынка объяснялись очень сложной процедурой гармонизации законодательства государств-членов ЕС как метода устранение препятствий. Европейское Экономическое Сообщество не преодолело имеющиеся барьеры для формирования общего рынка, и таким образом, появилась концепция «внутреннего рынка».
Сущность внутреннего рынка ЕС
Идея создания внутреннего рынка была сразу же поддержана правительствами государств-членов ЕС. Европейская Комиссия приняла Белую книгу о завершении формирования внутреннего рынка, которая была утверждена Европейским Советом в июне 1985 в Милане. Белая книга содержала большинство законодательных актов (но не все), которые должны были быть приняты (примерно 300) и были сгруппированы по трем главными направлениям, а именно – устранение физических, технических и налоговых границ для свободной торговли товарами, работами или услугами Схематически, внутренний рынок ЕС можно изобразить следующим образом (см. рис.1)
Цели создания внутреннего рынка ЕС
Заданием сообщества, посредством создания внутреннего рынка и прогрессивного сближения экономической политики государств-членов ЕС, являются:
- содействие гармоничному развитию экономической деятельности;
- повышение стабильности и уровня жизни;
- установление более тесных отношений между государствами-членами ЕС.
Для достижения этой цели, деятельность государств-членов ЕС направлена на:
- отмену между ними таможенных пошлин и количественных ограничений при экспорте и импорте товаров, а также других мероприятий эквивалентного характера;
- установление общего таможенного тарифа и общей коммерческой политики с третьими странами;
- смещение между государствами-членами помех для свободного передвижения людей, услуг и капитала;
- принятие общей политики в сфере сельского хозяйства и транспорта;
- сближение законодательства государств- членов с целью надлежащего функционирования общего рынка;
- ассоциация с третьими странами для увеличения объемов торговли и содействия совместному экономическому и социальному развитию.