Федеративная Республика Германия как лидер Европейского Союза
Федеративная республика Германия (ФРГ) – одна из стран Евросоюза, занимающая лидирующие позиции в интеграционном образовании.
Германия располагается в самом центре Европы и является одной из стран-основательниц Европейского Союза (рисунок 1).
Рисунок 1. ФРГ на карте Европы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня ФРГ считается полноправным лидером Европейского Союза. После объединения она превратилась в тяжеловеса не только на европейской, но и на мировой арене. Современная Германия, выступая одним из основных консолидирующих начал Евросоюза, в значительной степени предопределяет его политическое развитие. Именно от позиции немецких властей во многом зависит само содержание европейско-трансатлантических отношений. Кроме того, Германия и по сей день остается государством, определяющим основное содержание и направления внешней политики ЕС на постсоветском пространстве и, главным образом, с Россией.
В современном мире, в эпоху глобализации внешняя политика трансформируется в мировую внутреннюю политику. После прекращения конфликта между Западом и Востоком перед внешней политикой ФРГ открылись новые шансы не только в Европе, но и во всем мире. На сегодняшний день приоритетной целью внешней политики ФРГ считается сохранение мира и безопасности во всем мире. Рассмотрим ее содержание и основные направления более подробно.
Основные направления внешней политики ФРГ
Вплоть до восстановления государственного единства Германии ключевые принципы политики безопасности и внешней политики ФРГ зависели от ситуации, складывающейся на фоне противостояния Запада и Востока. Разграничительная линия между двумя враждующими социальными системами проходила непосредственно по немецкой территории, а военное предназначение обоих германских государств в системе НАТО и ОВД сводилось к удержанию возможного военного конфликта в пределах территории ФРГ. С восстановление единства Германии мировая и европейская политика перешли на новую фазу. В вопросах обеспечения внешней безопасности Германии произошла смена приоритетов.
На сегодняшний день общие контуры новой концепции национальной безопасности ФРГ выглядят вполне четкими. Немецкие подход лежат в общем русле развития НАТО и по мере необходимости подлежат уточнению компетентными органами власти и находят свое отражение в заявлениях высших государственных деятелей Германии, отдельных решениях Федерального конституционного суда и бундестага.
К числу приоритетных направлений внешней политики ФРГ в XXI веке можно отнести:
- развитие стратегического партнерства НАТО и ЕС;
- поддержание и укрепление ОБСЕ;
- сотрудничество с США в контексте развитие евро-атлантических отношений;
- развитие двустороннего сотрудничества с Китаем;
- борьбу с проблемой международного терроризма.
Рассмотрим каждое из направлений более подробно.
Современная Германия рассматривает стратегическое партнерство Организации Североатлантического договора и Евросоюза как несущую опору европейской и трансатлантической архитектуры безопасности. ФРГ выступает за улучшение взаимоотношений между этими двумя структурами ради достижения синергетического эффекта, основными проявлениями которого, по мнению немецких властей, могут стать:
- их более тесное сотрудничество и большая эффективность;
- избегание дублирование;
- укрепление европейской и трансатлантической безопасности в целом.
ФРГ поддерживает ОБСЕ (Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе), считая ее наиважнейшим инструментом внешней политики и политики безопасности. Власти Германии неоднократно выступали за ее укрепление. Осознавая и принимая свою ответственность в рамках ООН за международную безопасность и сохранение мира во всем мире, Германия выступает за укрепление Организации в рамках всеобъемлющего и фундаментального реформирования.
На протяжении последних десятилетий Европейский Союз, вне зависимости от состава правительства ФРГ, продолжает оставаться в центре немецких внешнеполитических интересов. В то же время приоритетным направлением внешней политики Федеративной Республики Германия выступает развитие германо-американских отношений в контексте евро-атлантических отношений. В то же время существует ряд вопросов, разделяющих ФРГ и США. Так, например, власти Германии особое значение отводят предотвращению климатических изменений и призывают страны работать над сокращением выбросов в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект. Правительство США же, в свою очередь, считает эту инициативу лишенной смысла. Куда большим конфликтным потенциалом обладает сфера безопасности и внешней политики. Власти Германии все чаще отмечают, что НАТО утрачивает значение центрального институционального элемента трансатлантических отношений. В целом же отношения Германии с США имеют достаточно высокий кооперационный потенциал. Что касается отношений с Россией, то Германия занимает более отстраненное положение, а власти ФРГ предпочитают относиться к РФ более прагматично.
Одно из ведущих мест во внешней политике ФРГ занял Китай после перехода КНР к разряду глобальных игроков. Правительство ФРГ уделяет повышенное внимание развитию двустороннего сотрудничества двух стран.
Немаловажное внимание ФРГ уделяет вопросам решения глобальных проблем, в том числе связанных с международным терроризмом. Однако в этом направлении странам действовать нужно сообща, а не порознь. В целом же справедливо говорить о том, что в XXI веке ФРГ проводит достаточно активную внешнюю политику, а роль Германии в международных отношениях является одной из ключевых.
Важнейшей целью ФРГ по-прежнему остается сильная и безопасная Европа. Власти страны ратуют за сохранение американского присутствия в Европе и выступают за комплексно обеспечение европейской безопасности силами НАТО, ОБСЕ и ЗЕС. В то же время Федеративная Республика Германия выступает за открытый диалог с Россией и Китаем, способствующий укреплению международной безопасности, и выстраивание тесных отношений в рамках ЕС и НАТО.