Внешняя торговля
Внешняя торговля – это система отношений, которая состоит из торговых связей между странами.
Современная структура международной торговли начала складываться в 16-17 веках. Она стала фактором становления мировой экономической системы. В древности перевозка грузов и товаров на дальние расстояния была трудна и опасна. Создание большегрузных транспортных средств для плавания по рекам и вдоль морского побережья стимулировало развитие торговых отношений.
Новым толчком к развитию торговых отношений стала эпоха Великих географических открытий. Можно сказать, что в этот период началась коммерческая революция. Она заключалась в том, что были открыты все современные материки. Крупные морские державы стали вывозить из колоний различные продукты, товары и ввозить произведенные в своих странах блага. Таким образом стали складываться экспортно-импортные отношения между странами. Влияние на развитие торговых отношений также оказало международное разделение труда, которое подразумевает специализацию страны на производстве определенных товаров и услуг. Их производство должно обходиться дешевле, чем стоимость реализации на мировом рынке. Этот эффект достигается за счет доступности ресурсов, географического расположения и природно-климатических условий.
Промышленная революция сделала производство массовым. Интенсивность торговых отношений усилилась из-за роста товаропотоков. Уже к 1913 году почти 30 % произведенной во всем мире продукции шло на экспорт.
Стимулом к развитию торговых отношений стало появление новых видов транспорта, в том числе, трубопроводов, создание транспортных коридоров, интеграционных объединений стран в виде свободных и таможенных зон, валютных и экономических союзов.
Внешнеторговое регулирование
Внешняя торговля регулируется государственными механизмами воздействия. Функция государства в данном вопросе заключается в том, чтобы оптимизировать товарно-денежные потоки и не допустить диспропорций торгового баланса. Большой поток импортных товаров ставит страну в зависимое положение от поставщиков. Размер экспорта тоже не должен вредить внутреннему рынку страны.
Регулирование внешней торговли государством осуществляется с помощью следующих механизмов:
- Заключение межгосударственных договоров и соглашений.
- Таможенные тарифы.
- Стимулирование экспорта и импорта через специальные мероприятия.
- Ограничительные условия.
Государство самостоятельно определяет, какому политическому курсу во внешней торговле ему следовать. Обычно это одно из двух направлений – фритредерство или протекционизм. Политика фритредерства означает полное невмешательство государства во внешнюю торговлю. Тем самым формируется свободный рынок, который сам определяет цены, стимулирует конкуренцию и появление новых товаров и услуг.
Страны с менее развитой нестабильной экономикой придерживаются политики протекционизма. То есть они стремятся защитить внутренний рынок от внешней конкуренции и импорта тех товаров, против которых внутренние производители не выстоят. Кризис 2008 года показал, что полная открытость может быть опасна для экономики, так как делает ее весьма чувствительной к изменениям в других государствах. Поэтому сегодня правительства ведут гибкую политику в отношении внешней торговли, используя одновременно механизмы протекционизма и свободной торговли.
Таможенные тарифы помогают регулировать объем импорта и экспорта, влиять на поступления в бюджет, также они выполняют торгово-политическую функцию. Существуют нетарифные методы регулирования, среди которых административные, технические и экономические меры.
Внешнеторговое регулирование в РФ
Регулированием внешней торговли в РФ занимается весь правительственный аппарат страны. Основные направления торговой политики РФ определяет Президент, руководствуясь международными договорами. Он имеет право установить ограничения и запреты, Президент наделен и другими полномочиями.
Правительство РФ занимается реализацией торговой политики, применяет специальные меры защиты, регулирует таможенные пошлины, использует нетарифные методы влияния. Правительство может вводить количественные ограничения на экспорт и импорт. Если международные договоры предусматривают такую возможность, то РФ может устанавливать разрешительный порядок на отдельные виды товаров и услуг в структуре экспорта или импорта.
Правительство РФ влияет на работу федерального банка, выдающего лицензии на различные виды деятельности. Оно регулирует перечень государственных услуг и функций, может принимать решения о проведении переговоров по заключению договоров и так далее. Разработкой правовой базы для регулирования внешнеторговых отношений занимается также Правительство РФ.
Вмешательство государства во внешнеторговую политику неизбежно. Это связано с тем, что в процессе развития отношений с другими странами начинают пересекаться интересы сторон, и только государство имеет полномочия решать конфликтные ситуации на международном уровне мирным дипломатическим путем. Оно может заключать договоры, вести переговоры.
Регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Важным аспектом регулирования внешнеторговых отношений является организация защиты национального рынка. В этом случае государство может пересматривать таможенные пошлины, вводить квоты, упрощать таможенные процедуры. В качестве инструментов регулирования используются лицензии, квоты, вводится государственная монополия, могут изменяться процентные ставки по валютным кредитам, по долговым обязательствам, производиться государственная финансовая поддержка.