Стратегия Евросоюза в Центральной Азии в конце ХХ – начале XXI вв.
Центральная Азия – это регион, занимающий пространство от Каспийского моря на западе до Монголии и Китая на востоке и от России на севере до Ирана и Афганистана на юге
После распада Советского Союза в Центральной Азии образовался ряд независимых государств, таких как:
- Таджикистан,
- Узбекистан,
- Туркменистан,
- Кыргызстан,
- Казахстан.
Сам по себе регион расположен на пересечении евроазиатских транспортных коридоров и имеет большое стратегическое значение с точки зрения обеспечения стабильности и безопасности значительной части материка. Ему отводится значение транзитного и сырьевого коридора на пути между Востоком и Западом. Все это вызывает интерес и заинтересованность со стороны Европейского Союза (ЕС).
В 90-е гг. ХХ века наблюдалась ярко выраженная заинтересованность ЕС и Центральной Азии в развитии взаимного сотрудничества. В этот период Евросоюзом производилось своего рода «прощупывание» ключевых сфер обоюдных интересов как в сфере политики, так и в области торгово-экономического сотрудничества.
К началу 2000-х годов четкая внешнеполитическая стратегия в отношении Центральной Азии у ЕС отсутствовала. Были определены цели, однако инструменты их достижения обозначены не были. При принятии решений ставка делалась на экономическую целесообразность и рыночные отношения. Чуть позже центральное место во внешнеполитической стратегии ЕС в Центральной Азии стало отводиться вопросам усиления транспортных энергетических связей.
После Украинского кризиса 2014 года все стало меняться. Обострился вопрос исламского радикализма и оказания помощи странам региона, в том числе в сфере обеспечения безопасности. Важным пунктом в повестке дня стала диверсификация энергозависимого положения от России посредством поставки энергоресурсов из Центральной Азии.
Новая стратегия Евросоюза в Центральной Азии
В настоящее время Евросоюз формирует новую стратегию в отношении Центрально-Азиатского региона, менее конфронтационную и более ориентированную на партнёрство с Россией и другими региональными игроками, даже несмотря на имеющиеся разногласия.
Официально Новая стратегия Евросоюза в Центральной Азии была опубликована в мае 2019 года. Согласно представленным заявлениям ключевыми изменениями в политике Европейского Союза в отношении Центральной Азии являются:
- отказ от попыток агрессивной перестройки политической системы центрально азиатского региона (вместо этого в целях обеспечения развития и безопасности внимание сосредотачивается на действующих региональных правительствах);
- отказ от навязывания эксклюзивных отношений с Евросоюзом в ущерб проектам других стран;
- упоминание в качестве субъектов региональной политики ШОС, ЕАЭС, ОДКБ и китайской Инициативы пояса и пути, ранее игнорировавшихся в стратегической документации.
Таким образом, речь идет о попытке перейти от «неконфронтационной стратегии» в отношении с региональными игроками к выносу за скобки центрально-азиатских отношений «украинского» и других спорных вопросов.
Официальные представители ЕС берут на себя обязательства по отказу от поддержания «цветных революций» и масштабных кампаний, проводимых с использованием подконтрольных неправительственных организаций в целях оказания давления на правительства. Фактически речь идет о принесении в жертву идеологии прав человека ради практического сотрудничества. Об этом свидетельствует потепление отношений между Евросоюзом и Туркменистаном – летом 2019 года ЕС было объявлено о создании в стране постоянного представительства, а также начаты переговоры о реализации совместных проектов в энергетической сфере. Кроме того, Европейский Союз весьма сдержано отреагировал на попытки оспаривания итогов президентских выборов в Казахстане и начало кампании массовых протестов против президента Токаева.
Не менее важную роль играет изменение отношения Евросоюза к иным проектам в центральноазиатском регионе на нейтральное, а в некоторых случаях - даже дружественное. Вдобавок ЕС демонстрирует готовность к прямому диалогу с ЕАЭС.
Причины и последствия изменения внешнеполитической стратегии ЕС в Центральной Азии
По оценкам экспертов основной причиной изменения региональной стратегии Евросоюза в Центрально Азии связано, прежде всего, с переоценкой Брюсселем собственных возможностей в регионе. В настоящее время ключевые интересы Европы в Центральной Азии связны с реализацией программы «Коннективности ЕС и Азии», которая была принята в 2018 году. Ее главная цель заключается в создании постоянного сухопутного транспортного коридора между странами Евросоюза, государствами Восточной и Юго-Восточной Азии.
В современных условиях есть лишь три возможных маршрута (рисунок 1), последний из которых отличается крайне ограниченной емкостью.
Рисунок 1. Транспортные маршруты из Европы в Центральную Азию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все три маршрута проходят через территорию ЕАЭС, два из них - через Центральную Азию. Стоит отметить, что все три маршрута находятся под угрозой со стороны региональных террористических организаций, что создает дополнительные риски. США и НАТО не способны контролировать ситуацию в регионе. Сегодня Запад признает, что основной военной силой в центрально-азиатском регионе выступают Россия и ОДКБ.
Осознавая свою неготовность к самостоятельному управлению региональными процессами в Центральной Азии, Европейский Союз все больше склоняется к необходимости действовать по ряду вопросов в русле политики ведущих региональных игроков, дабы решить собственные экономические и логистические задачи. Особое внимание уделяется сотрудничеству с ОДКБ и ШОС.
В целом наблюдается некое потепление в центрально-азиатской политике Евросоюза. Несмотря на это, Россия, однако, продолжает рассматривать ее как недружественную и дает европейской программе экспансии в Центрально-азиатский регион довольно суровую оценку. Внешнеполитическая стратегия Евросоюза в Центральной Азии рассматривается, как попытка втянуть центрально-азиатские страны в орбиту влияния Евросоюза и отвадить восточных и центрально-азиатских партнеров от России.
В настоящее время Европейский Союз идет на кратковременное, пусть и стратегическое отступление. Ему даже удалось заставить США несколько изменить свою тактику в Центрально-азиатском регионе. Тем не менее, в среднесрочной перспективе речь идет о постепенном возвращении к экспансионистскому формату региональной политики.