СНГ – это Содружество Независимых Государств, объединяющее 10 стран бывших советских республик, и решающее задачи политической, экономической, культурной интеграции.
Роль России в СНГ
Содружество Независимых Государств было образовано 8 декабря 1991 года, в рамках Беловежских договоренностей. Первоначально состав СНГ включал в себя 11 стран, к которым позднее в 1993 году присоединилась Грузия. Изначально Содружество рассматривалась как форма реформирования советской системы, реинтеграция бывших республик на новом уровне взаимодействия, которая должна была поспособствовать их становлению как независимых государств, с сохранением старых экономических, военных взаимосвязей.
Вместе с тем, несмотря на формальное соглашение с целями и задачами СНГ, фактически страны-участники осуществляли противоположную деятельность, направленную на активный поиск новых международных партнеров, прямую интеграцию в состав НАТО или ЕС, а также использования взаимных соглашений в рамках СНГ в первую очередь для получения преимуществ, дешевых ресурсов, и рынков сбыта для собственных товаров.
Россия играет в рамках функционирования всей системы СНГ значительную роль, как наиболее крупное, экономически развитое, и стабильное государство. На первом этапе функционирования СНГ в 1991-1992 годах Россия продолжала поставки дешевого сырья и энергоресурсов в страны СНГ, а также финансовую поддержку бывших республик. Кризис СНГ 1993 года во многом был связан с окончательной переориентацией России на рыночную систему экономики, в том числе и в отношении внешнеэкономических связей, что привело к резкому росту цен на энергоносители для других стран. Во многом именно напряженные политические отношения России и Грузии, а также и Украины, привели к выходу данных стран из Содружества.
Именно от действий России, ее способностей предложить интересные условия партнерства, экономического сотрудничества и интеграции, зависит дальнейшая судьба СНГ, существование или окончательная деградация данной организации, ее замена региональными профильными образованиями, такими как ЕАЭС, ОДКБ и т.д.
Состояние и перспективы экономических связей России и стран СНГ
Характерными сторонами экономических взаимоотношений России и стран СНГ можно считать следующие особенности:
- большое значение сырьевых отраслей в экономике стран;
- низкую конкурентоспособность промышленной продукции;
- ориентацию в импорте высокотехнологичных продуктов, наукоемких и инновационных изделий на страны дальнего зарубежья;
- тесные взаимосвязи производств стран СНГ, особенно в оборонной сфере;
- наличие развитой транспортной инфраструктуры между странами СНГ.
Таким образом, существуют как значительные препятствия, так и благоприятствующие факторы в отношении развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ. Следует отметить, что для самой России страны СНГ не являются крупнейшими экономическими партнерами, она в большей степени ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов в Евросоюз, а также импорт из Китая, ЕС и других стран дальнего зарубежья, в то время как импорт из стран СНГ не превышает 30%.
Аналогичная картина характерна и для самих стран-участниц СНГ, их взаимный товарооборот, а также инвестиции невысоки. Причиной этого является слабость и неразвитость производственного сектора экономики, отсутствие высокотехнологичных производств, продукты которых могли бы конкурировать с зарубежными товарами. При доминировании сырьевого сектора в экономике как России, так и многих ее партнеров – Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, развитие инновационных, наукоемких и высокотехнологичных производств практически не происходит, а ниша стран в мировой системе разделения труда остается незавидной позицией дешевой сырьевой базы. В таких условиях экономика стран становится крайне зависимой от внешних факторов, в первую очередь от потребностей в энергоресурсах стран-потребителей, а также колебании цен, и снижает эффективность экономических интеграционных процессов и соглашений между странами СНГ.
Взаимная незаинтересованность низкокачественной продукцией, а также низкая емкость и платежеспособность рынков стран СНГ дает основания для пессимистических прогнозов развития торговых связей России и СНГ. В тоже время ряд исследователей выделяет в первую очередь позитивные моменты.
В частности, структурные связи между промышленными предприятиями стран СНГ сохранились еще с советского периода, в первую очередь это касается оборонной отрасли, авиа и кораблестроения, космической отрасли, на которые и приходится основной объем промышленной торговли России и стран СНГ. Также значительный объем приобретает трудовая миграция, для ряда стран Содружества – Таджикистана, Молдавии, Киргизии, Армении денежные переводы трудовых мигрантов составляют до 40% ВВП. Кроме того, сохраняется единая транспортная инфраструктура стран СНГ, которая получает свое дальнейшее развитие и в настоящее время. Юридическое обеспечение экономической интеграции происходит в рамках межнациональных организаций и двусторонних отношений.
Конкуренты России на пространстве СНГ
В рамках внешнеэкономических процессов, и интеграции со странами СНГ, Россия сталкивается с достаточно жесткой конкуренции целого ряда государств и блоков:
- ЕС,
- США,
- Китая,
- Турции.
Евросоюз выступает для стран СНГ с одной стороны наиболее крупным экспортером высокотехнологичной продукции, а с другой импортером энергоресурсов и полуфабрикатов. Длительное время сотрудничество с ЕС влекло за собой дезинтеграционные процессы в СНГ, в частности с усилением сотрудничества с ЕС связан выход Украины из СНГ и Таможенного союза. Однако по мнению экспертов, СНГ может выступить в будущем для ЕС выгодным в качестве именно системного партнера, для противостояния экономической экспансии США и Китая.
Китай достаточно активно развивает свое сотрудничество со странами среднеазиатского региона, наращивая как товарооборот, так и объем инвестиций, вкладываемых в добывающую отрасль и инфраструктуру. Сотрудничество Китая со странами СНГ строится в рамках Шанхайской организации сотрудничества, а также проекта Нового Шелкового пути, который согласно одному из вариантов может проходить через страны Центральной Азии в обход России.
Интересы США в регионе имеют прежде всего политический характер. США не взаимодействует со странами СНГ как серьезный торговый партнер, но вкладывает значительный объем средств в инвестирование добывающей промышленности сырьевых стран.
Серьезным конкурентом России является также Турция, которая наращивает товарооборот со странами Закавказья, а также предлагает альтернативные пути транспорта газа и нефтепродуктов в Европу.