Европейский суд
Европейский суд – это высшая инстанция Суда Европейского союза.
Решения Европейского суда не могут быть обжалованы. Интеграционные процессы в Европе после окончания Второй мировой войны привели к созданию Европейского объединения угля и стали. Для регулирования отношений между сторонами и разрешения споров необходимо было создать судебный орган, обладающий необходимыми полномочиями, им и стал Европейский суд.
Состав Суда включает в себя 27 судий и 8 генеральных адвокатов. И те, и другие занимают свои посты в течение шести лет.
Главный суд Европы выполняет следующие функции:
- Проверка законности законодательных актов, принятых высшими органами ЕС.
- Рассмотрение нарушений договоров ЕС.
- Проверка документов на соответствие договорам, которые были созданы европейскими правительствами и институтами.
- Толкование права ЕС для национальных судов.
- Рассмотрение споров между государствами-членами ЕС и Комиссией ЕС.
В среднем за год в суд поступает около 200-300 запросов. Решением от 1964 года Европейский суд стал контролирующим органом исполнения собственной правовой системы, которая стала часть правовых систем всех вступивших стран. В результате система правосудия была выстроена таким образом, что все остальные суды должны были подчиняться общеевропейским нормам, за которые ответственным стал Европейский суд.
Высокий уровень доверия решениям Европейского суда демонстрируют граждане Дании, Швеции и Германии. Самый низкий уровень доверия показали Великобритания, Португалия, Кипр, Испания и Италия.
Деятельность Европейского суда
Европейский суд является результатом политического компромисса. Французская сторона требовала создать сильный центральный исполнительный орган. Германские коллеги настаивали на создании полноценного суда, который напоминал бы Верховный суд США. В результате возобладала промежуточная форма, предусматривающая уравновешивание исполнительной структуры. Обращаться в него могли и физические, и юридические лица.
Изначально суд не был активным. Но с начала 60-х годов перешел в наступление на суверенитет государств-членов организации. Первым делом, которое было рассмотрено в суде, было дело о взимании нидерландскими властями повышенной пошлины на импортные продукты из Германии. С того момента началась реорганизация правовой европейской системы.
Следующее дело стало толчком к конституционализации Римского договора. Со временем Европейский суд стал достаточно глубоко внедряться в национальные правовые системы стран. Примером может послужить дело 2010 года, в котором выносился вердикт по поводу адекватности требований национальных властей для открытия новой аптеки в определенной местности. Тогда Европейский суд вынес решение о том, что национальная судебная система должна скорректировать требования.
С начала 90-х годов Европейский суд стал рассматривать гуманитарные вопросы. Этому способствовали многочисленные обращения со стороны национальных судов в Европейский суд для разъяснения разных положений законодательства. Проблема заключается в том, что не все решения суда являются государственно ориентированным. То есть государственные интересы рассматриваются в двух аспектах:
- Вмешательство в компетенцию стран-членов под предлогом защиты принципов европейского права.
- Расширенная трактовка гражданства ЕС.
Дела Европейского суда не всегда корректно воспринимаются гражданами ЕС. Особенно часто эта проблема возникает в отношении приезжих из Восточной Европы.
Участие РФ в Европейском суде
Исполнение постановлений Европейского суда в области гражданского судопроизводства законодательными органами государственной власти стало принятие в 2010 году закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Европейский суд ни раз выносил решения, связанные с длительностью судебных разбирательств в России.
Были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс. Они установили новую двухуровневую систему обжалования судебных актов. При этом Устав Европы не предусматривает санкции против государства, не реализовавшего требования. Представитель РФ в Европейском Суде должен ставить в известность о вынесенных по России решениях Верховный Суд и другие органы власти. Для этого решения переводятся на русский язык. Однако, нет достаточной информации о том, все ли решения суда доводятся до ответственных органов.
Юридическое, экспертное и правозащитное сообщества самостоятельно переводят и публикуют отдельные решения по России. Но переводы носят информационный характер, поэтому ссылаться на них в суде или в других органах власти нельзя.
Если рассматривать работу международной судебной системы ЕС, то изначально она занимала весьма скромное место. Со временем из-за отсутствия обычных для государственного механизма органов регулирования произошла экспансия судебных органов. В конце 90-х годов Европейский Союз расширился за счет стран Восточной Европы. Но к тому времени лишь половина граждан ЕС поддерживала данное решение.
Вступление в 2004 году в состав ЕС новых членов, среди которых были Польша, Венгрия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр и Мальта имели для Европейского Союза неоднозначные последствия. Однако, в глазах европейцев суд занимает более высокое положение, нежели Еврокомиссия и Европарламент.
В отношении России Европейский суд обычно рассматривает проблемы миграционного процесса, особенно между странами Восточной Европы и РФ. Чаще всего эти дела рассматриваются в контексте работы ЕСПЧ. На данный момент Россия вышла из Совета Европы, поэтому перестала быть членом правовой системы ЕС.