Сущность и специфика вооруженных конфликтов
Вооруженные конфликты – это объективная часть общемирового политического и исторического процесса, которая оказывает заметное влияние на его ход. По мере развития человечества, его технологического прогресса сами конфликты становились все более массовыми и разрушительными, как в следствии развития глобализации мира, когда даже локальный конфликт способен оказать влияние на систему безопасности многих стран на прямую в нем не участвующих, так и совершенствования средств ведения войны. Наиболее массовая и разрушительная война человечества унесла жизни порядка 40 миллионов человек, что превышает число всех погибших в военных конфликтах за предыдущие три столетия. Однако за семьдесят пять лет после окончания ВМВ в локальных конфликтах по всему миру погибла сопоставимое число людей, что говорит лишь о возрастании актуальности проблемы вооруженных конфликтов в современном мире, их изучения и урегулирования.
Традиционно конфликты разделяются на международные и немеждународные. К первым относят конфликты между национальными государствами, а также их союзами и коалициями. Ко вторым - вооруженные конфликты, хотя бы одной стороной которых выступает негосударственный актор – религиозное, националистическое, политическое или какое-либо еще объединение, которое вступает в вооруженное противостояние с государством, либо другими такими же объединениями. На протяжении длительного времени наиболее массовыми и значимыми являлись именно международные конфликты, по отношению к которым и применялись методы международного регулирования с участием третьих сил, в то время как немеждународные конфликты оставались объектом внутренней политики государства. Однако в конце двадцатого века и особенно в новом XXI веке значительно выросла именно доля «немеждународных» конфликтов, которые приобрели самое непосредственное международное значение, поскольку действия их акторов – экстремистских, террористических, преступных организаций начали затрагивать интересы и вопросы безопасности многих стран или мирового сообщества в целом. Более того зачастую отдельные государства оказываются не в состоянии адекватно ответить на вооруженную угрозу, что непосредственно требует международного вмешательства в конфликт.
В настоящее время при определении конфликта как вооруженного используются положения Женевской конвенции 1948 года, согласно которым вооруженным конфликтом признаются:
- официально объявленная война;
- вооруженное противостояние между государствами без официального объявления войны;
- случаи оккупации частично или целиком территории другого государства, даже при отсутствии сопротивления;
- борьба против доминирования колониальных держав;
- борьба против дискриминационных режимов за самопределение.
Отдельным феноменом являются представления о «справедливой войне». В зависимости от теоретико-методологической позиции исследователя в качестве «справедливых» рассматриваются революционные, религиозные, антиколониальные войны или войны за жизненное пространство.
С образованием ООН и Совета Безопасности способного принимать резолюции и необходимости участия миротворческого контингента в том или ином вооруженном конфликте, понятие «справедливой войны» распространилось на коалиционное вмешательство вооруженных сил международного сообщества направленное на «принуждение к миру» участников конфликта.
Гуманитарное право и регулирование вооруженных конфликтов
Международное гуманитарное право – это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих взаимоотношения между сторонами вооруженного конфликта и направленных на защиту жертв войны, ограничение используемых вооружений и методов ведения войны и т.д.
Гуманитарное право представляет собой попытку международного сообщества регулировать поведение участников вооружённого конфликта путем формирования особых правил и ограничений, соблюдение которых предполагает ведение «честной» войны, а нарушение карается дополнительными санкциями со стороны мирового сообщества. В форме обычаев зачатки гуманитарного права существуют с древнейших времен, его правовая разработка началась в XVII-XVIII веках, путем заключения различных конвенций, регламентирующих правила ведения войны на море в нейтральных водах, захвата вражеских невоенных судов, обращения с пленными и мирным населением оккупируемых территорий и т.д.
В настоящее время можно выделить ряд принципов гуманитарного права, направленных на сдерживание эскалации конфликта и снижение его разрушительности:
- принцип гуманизации вооруженных конфликтов распространяется на любые конфликты и направлен на смягчение их характера, проявление человеколюбия к жертвам войны и т.д.;
- принцип защиты жертв войны обеспечивает жертвам войны, т.е. раненым, больным, военнопленным, гражданскому населению статус исключающий насилие и унижение их в ходе военных действий;
- принцип защиты гражданских объектов говорит о необходимости сохранения как объектов жизнеобеспечения, гражданской промышленности, инфраструктуры и объектов культуры, для сохранения нормальной жизни гражданского населения;
- принцип охраны природной среды представляет собой перечень мер и ограничений против военного воздействия на природную среду, способного нанести ей существенный урон (использование радиоактивного, химического, бактериологического оружия и т.д.);
- принцип защиты интереса нейтральных сторон обеспечивает сохранение статуса и целостности государств и сторон, выразивших позицию нейтралитета и невмешательства в конфликт;
- принцип ответственности за нарушение норм гуманитарного права предполагает привлечение к международной ответственности лиц, а также государств, совершавших в ходе конфликта военные преступления.
Способы международного регулирования конфликтов
Международное регулирование конфликтов предполагает добровольное участие или привлечение к решению конфликта третьей стороны – т.е. такого субъекта международных отношений действия, которого направлены на разрешение или снижение интенсивности конфликта, и который занимает нейтральную позицию по отношению к конфликтующим сторонам. Если же третья сторона начинает оказывать поддержку лишь одной из сторон конфликта, то оказывается сама втянута в конфликт.
Наиболее благоприятных сценарием регулирования конфликта является его превентивное разрешение, когда конфликт так и не переходит в вооруженную фазу, а договоренности достигаются путем переговоров.
Третья сторона может также выступать в качестве посредника, активно участвуя в организации переговорного процесса, призывая стороны конфликта сесть за стол переговоров, а также непосредственно участвуя в самих переговорах, выработки «дорожной карты» и т.д. Яркими примерами посредничества являются минский, нормандский, астанинский форматы переговоров.
Также третья сторона может оказывать «добрые услуги», т.е. способствовать организации переговорного процесса, однако непосредственно не участвовать в нем, предоставляя, например, территорию для встреч. Наконец может осуществляться наблюдение за ходом переговоров, на предмет его соответствия международным нормам.