Сущность и основы таможенного союза
Таможенный союз – это особая форма торгово-экономической интеграции, основанная на межгосударственном соглашении двух или более стран об отмене таможенных пошли в торговле между ними.
Таможенный союз предусматривает единую таможенную территорию, в рамках которой во взаимной торговле между государствами, входящими в союз, не будут применяться:
- таможенные платежи;
- меры нетарифного регулирования;
- специальные антидемпинговые, защитные и компенсационные меры.
Вместо этого на территории союза будет действовать Единый таможенный тариф и единые меры регулирования внешней торговли продукцией с третьей стороной. В определенном смысле таможенный союз представляет собой некую форму коллективного протекционизма от третьих стран.
Образование Таможенного союза опосредовано процессами создания «единой таможенной зоны». Государства-участники союза обычно договариваются о создании специальных межгосударственных органов, специализирующихся на координации проведения согласованной внешнеторговой политики стран. Речь фактически идет о создании наднациональных органов в ходе межгосударственной интеграции. В этом смысле таможенный союз можно считать более продвинутой формой интеграции, нежели, например, зона свободной торговли.
В современном мире можно встретить довольно много примеров таможенных союзов (рисунок 1). Наиболее известными из них считаются Таможенный союз Евразийского экономического сообщества, Таможенный союз стран Европейского союза и ряда других государств, Германский и Южноафриканский таможенный союзы. Непосредственно для России наибольший интерес представляет Таможенный союз Евразийского экономического союза – ТС ЕАЭС.
Рисунок 1. Современные таможенные союзы и объединения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вплоть до 2015 года, до создания самого ЕАЭС Таможенный союз на базе ЕврАзЭС включал в себя лишь три государства – Россию, Казахстан и Белоруссию, а само участие в нем было необязательно для стран-участниц ЕврАзЭС. При создании же ЕАЭС общий таможенный союз стал неотъемлемой частью интеграционного объединения и все его участницы автоматически стали входить в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС.
Проблемы развития Таможенного союза ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС проходит довольно непростой путь развития, который не окончен до сих пор. В 2011 году между Россией, Белоруссией и Казахстаном была образована единая таможенная территория. Со временем данный союз сумел подтвердить свою эффективность. Одним из ее критериев стало улучшение инвестиционного климата стран, входящих в организацию, а также снижение безработицы и формирование более комфортных условий для ведения бизнеса.
Всего лишь за три года объемы торговли между государствами увеличились практически вдвое. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, между странами, входившими в Таможенные союз, все еще оставались некоторые неразрешенные проблемы:
- отсутствовал единый порядок обмена информацией относительно уплаты ввозных пошлин;
- бюджет Таможенного союза формировался непропорционально (90% рынка Таможенного союза принадлежало России, при этом у нее было всего лишь около 60% голосов и еще по 20% - у Казахстана и Белоруссии);
- у России отсутствовал единый перечень товаров, облагаемых пошлинами;
- контроль по оплате таможенных платежей и пеней на внешних границах Таможенного союза осуществлялся исключительно белорусскими и казахстанскими таможенниками.
Помимо прочего, сохранялись проблемы с попытками внешних экспортеров к использованию Казахстана и Белоруссии в качестве доступа к основе Таможенного союза – российскому рынку.
Перспективы развития Таможенного союза
Благодаря новым технологиям и возможностям, появившимся на фоне тотальной цифровизации, а также проведенным на их базе экспериментам, были созданы дополнительные условия для решения одной из важнейших задач современного этапа развития Таможенного союза ЕАЭС, а именно – обеспечения баланса интересов между участниками ВЭД без ущерба для проведения эффективного таможенного контроля. Уже к 2020 году стало очевидно, что пора переходить к следующему этапу совершенствования таможенного регулирования. В частности, речь идет о необходимости подготовки поправок в Таможенный кодекс.
В рамках Таможенного союза ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование. Для всех участников действует общий документ – Таможенный кодек Евразийского экономического союза, ключевыми принципами, согласно которому, выступают автоматическая регистрация таможенных деклараций, электронное таможенное декларирование и автоматический выпуск товаров. Высокими перспективами обладает возможность подачи деклараций без предоставления подтверждающих документов.
Одной из важнейших перспектив считается, конечно же, совершенствование действующего в рамках союза таможенного законодательства. Большинство предлагаемых поправок, так или иначе, связано с вопросами применения таможенных процедур, совершенствованием таможенных операций, перемещением отдельных категорий товаров через границу. Важную роль играет совершенствование актуальных тем, связанных с контролем таможенных деклараций, уплатой таможенных платежей, вопросами классификации, определения таможенной стоимости и происхождения товаров.
В настоящее время в рамках Евразийской экономической комиссии разрабатывается ряд перспективных проектов по развитию Таможенного союза. Наиболее значимыми из них считаются:
- проект Соглашения о применении в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок;
- проект отдельного Протокола по внесению изменений в Таможенный кодекс относительно вопросов внешней электронной торговли.
Отдельно прорабатываются вопросы упрощения вывоза товаров интернет-торговли, дабы приблизить их зк арубежным потребителям.
Ключевым направлением дальнейшего развития Таможенного союза ЕАЭС будет выступать использование интеграционного потенциала объединения и конкурентных преимуществ стран-участниц для получения дополнительного экономического эффекта каждым государством-членом.