Межкультурная коммуникация
Межкультурная коммуникация – это общение между представителями разных культур.
Она может осуществляться на личном уровне, а также через опосредованные формы – письмо, СМИ и так далее. Это междисциплинарная наука, которая включает в себя знания из психологии, культурологи, этнологии, лингвистики, социологии и антропологии.
Культура представляет собой совокупность форм человеческой активности. Она определяет поведение индивида. Знание культуры позволяет выстраивать эффективный диалог, оказывать управленческое воздействие.
Развитие высоких технологий привело к тому, что в мире приоритетной стала электронная коммуникация. Однако, личные встречи, переписки, телефонные переговоры сохраняют свою позицию. Глобализация так же способствовала укреплению позиций электронной коммуникации. Последняя позволяет преодолевать расстояния и получать канал для коммуникации в любой точке мира.
Выделяют следующие типы межкультурной коммуникации:
- Межличностное общение происходит в малых группах с минимальным количеством участников.
- Внутригрупповая коммуникация или межгрупповая предполагает большее число участников, чем в межличностном общении.
- Бизнес-коммуникация – это вид профессионального общения.
- Через СМИ осуществляется массовая коммуникация.
- Межкультурная коммуникация происходит на уровне разных стран.
С точки зрения характеристик информационного потока выделяют информативную, коммуникативную, аффективно-оценочную, рекреативную, убеждающую и ритуальную коммуникацию. Она может осуществляться с помощью языка, тела, голосовых и интонационных средств.
Знание об особенностях местной культуры при построении межкультурной коммуникации позволяет избежать неловких ситуаций. Например, рукопожатие является основной формой приветствия в многих странах мир, но в некоторых из них не принято подавать руку женщинам. В Средиземноморских странах распространены поцелуи в щеку, а в Латинской Америке – объятия.
Стереотипы
Стереотип представляет собой заранее сформированную мыслительную оценку чего-либо. В результате человек использует стереотипное поведение. Стереотипное представление может быть положительным или отрицательным. Но важно отличать стереотип от предрассудков.
По своей сути стереотип является принятым в обществе представлением о каком-либо человеке или явлении. Это своего рода образец, который обеспечивает определенный тип восприятия и фильтрации информации, ее последующей интерпретации. Данная категория широко изучается социологами.
Стереотип может быть совершенно разным от фантазии до осознанного использования. Культура представляет собой определенный набор разных моделей среды. С помощью стереотипов человек экономит свое время на познание мира. Еще одной их функцией можно назвать защиту. Они обеспечивают уверенность в безопасности принимаемых решений, поддерживают непротиворечивую картину мира, несмотря на то, что она может быть неполной.
Если кто-то или что-то извне пытается повлиять на представлении человека о стереотипных явлениях, то скорее всего натолкнется на довольно агрессивное сопротивление. Этот шаг рассматривается как атака на основы мировосприятия. Стереотипы позволяют структурировать и унифицировать представления о чем-то неизвестном. Они упрощают восприятие. Кроме того, они поддерживают уверенность и самоуважение.
Действие стереотипа начинается еще до того, как включается мышление. Данный вопрос рассматривался физиологами и подтвердил, что мозг способен фиксировать однотипные изменения среды, а затем, выбирать привычную для этого реакцию. Таким образом, стереотипы позволяют осваивать информацию и сохранять энергию, создавать более быстрое представление о событиях и явлениях.
Стереотипы в межкультурной коммуникации
Стереотипы – это психологический и социальный феномен. Они откладывают отпечаток на мировосприятие человека или целой нации. Обычно стереотип воспринимается негативно, но в межкультурной коммуникации он формирует представление о национальных особенностях, культуре, традициях, позволяя избежать конфликтных ситуаций. При этом он ограничивает восприятие новой культуры и новой информации. Никто не может составить объективное представление о большой динамически изменяющейся группе людей. Чтобы охватить большой пласт информации, используются упрощенные модели.
Стереотипы в межкультурной коммуникации выполняют следующие функции:
- Информирование.
- Идентификация с группой.
Знакомство с кем-либо из другой национальной группы или страны формирует у человека стереотипное представление о всем народе. Мало того симпатия или антипатия в контакте с этим индивидом накладывает отпечаток на восприятие.
Стереотипы создают ригидное восприятие реальности, что может помешать в развитии отношений между странами. Даже широкий круг общения с иностранными гражданами может не разрушить сложившийся стереотип. Он ведет к игнорированию и снижению значимости важных культурных черт и особенностей, которые могли бы помочь в построении коммуникации.
Именно поэтом одной из задач дипломатических служб является сбор информации о гражданах страны пребывания, об особенностях ее культуры, традиций. Данные собираются легальным путем. Например, в английской дипломатической практике было принято передавать накапливать и передавать знания о культурных особенностях иностранных государств из поколения в поколение, что позволяло сохранять важные дипломатические связи.
Глобализация ведет к увеличению межкультурных контактов. Их становится так много, что стереотипы, транслируемые СМИ уже не воспринимаются, как истина. У жителей планеты появилась возможность получать разнообразную, дифференцированную информацию и вырабатывать свой взгляд и позицию на происходящее.