Внешняя торговля
Внешняя торговля – это торговые отношения, которые складываются между странами вследствие международного разделения труда.
Взаимодействие осуществляется преимущественно через сделки, которые оформляются специальными внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля контролируется и регулируется государством. От того, каким будет баланс между импортом и экспортом, зависит стабильность национального хозяйства.
Государство выбирает один из двух подходов к организации внешнеторговых отношений:
- Протекционизм.
- Свободная торговля.
Протекционизм подразумевает защиту внутреннего рынка и внутренних производителей от конкуренции, то есть государство использует различные инструменты влияния на объем поставок. Свободная торговля предполагает, что государство практически не вмешивается во внешнеторговые операции. Цена на продукцию устанавливается под влиянием спроса и предложения.
Глобализация и интеграционные процессы сближают страны между собой. В результате государства используют совокупность инструментов для регулирования внешнеторговых сделок. Например, в отношении одних групп товаров может применяться политика протекционизма, а в отношении других – принципы свободной торговли.
Ограничения вводятся с помощью таможенных тарифов, лицензирования, контингентирования, нетарифных ограничений. Государство может проводить прямое или косвенное субсидирование экспорта.
Внешнеторговые сделки осуществляются обычно в резервной валюте. В некоторых случаях возможен встречный товарообмен. Внешнеторговые сделки обслуживают ввоз и вывоз товаров. При расчетах образуется внешнеторговое сальдо. Если сальдо положительное, то баланс называется активным, если отрицательное – пассивным. Участие стран в международном разделении труда формирует мировой рынок, где пересекаются их интересы. Это провоцирует соперничество и конкурентную борьбу. В результате растет производительность, проводятся исследования и внедряются инновационные достижения науки и техники, что ведет к всеобщему прогрессу.
Средства регулирования внешней торговли
Регулирование внешней торговли опирается на тарифные и нетарифные методы. Эта классификация была предложена еще в 60-е годы прошлого века, когда было дано определение нетарифным ограничениям. Под ними подразумевались любые действия, кроме тарифов, которые сдерживают поток международной торговли. Тарифные методы наиболее часто применяются относительно импортных поставок. Однако, они могут использоваться и для экспорта, и для транзита. Способ установления пошлин делит их на адвалорные, специфические, комбинированные. Тарифы устанавливаются государством и регулируются с помощью законов и нормативных актов.
Нетарифные методы регулирования включают в себя экономические, технические, административные меры. Среди экономических мер отмечают:
- Контроль таможенной стоимости.
- Валютный контроль.
- Финансовые меры.
- Защитные меры (антидемпенговые, компенсационные, специальные).
- Дополнительные таможенные обложения (НДС, акцизы и другие налоги).
Открытое или скрытое эмбарго, лицензирование, экспортный контроль и введение квот относится к административным мерам ограничения. Государство может устанавливать монополию на торговлю определенными видами товаров, либо на внешнюю торговлю в целом. Целями распространения монопольной власти государства в этом случае могут быть защита здоровья нации, сохранение продовольственной безопасности, санитарно-ветеринарные соображения и другое.
ВТО поддерживает идею технических барьеров. То есть между странами в обязательном порядке устанавливаются технические требования к продукции.
Таможенные пошлины
Таможенные пошлины – это форма обязательных платежей, которые необходимо осуществлять при прохождении товаров, услуг через государственные границы. В некоторых случаях границы могут отличаться от государственных, если территория входит в состав экономического или таможенного союза. Таможенные пошлины являются основным инструментом регулирования внешнеторговых отношений.
Цели взыскания делят пошлины на фискальные и протекционистские. Они могут относится к экспортным и к импортным операциям. Они необходимы для того, чтобы выравнивать внутренние цены с внешними. Отдельно идут транзитные пошлины. Этот вид пошлин встречается крайне редко, так как большинство стран заинтересовано в том, чтобы увеличивать транзитные потоки товаров. Транзитные пошлины могут принести хорошую прибыль стране, если удерживать в приемлемых рамках, так как сегодня достаточно много альтернативных путей доставки.
Адвалорные пошлины рассчитываются как процент от таможенной стоимости товара. В некоторых случаях применяются специфические пошлины. Как правило, это конкретная сумма, которую необходимо уплатить за единицу товара.
Смешанные тарифы используются, например, в отношении автомобилей. Пошлины уплачиваются и за стоимость автомобиля, и за объем двигателя.
Страна может устанавливать автономные пошлины. Они могут быть достаточно высокими, так как устанавливаются в одностороннем порядке. Если между сторонами проводились переговоры, то могут применяться конвенционные пошлины, выражающие компромисс между участниками.
Существуют особые пошлины, которые решают определенные внешнеторговые задачи. Например, специальные защитные пошлины используются для обеспечения продовольственной безопасности и безопасности жизни населения. Применение антидемпенговых пошлин защищают внутренний рынок от более дешевых импортных конкурентов.
Компенсационные пошлины применяются в рамках политики протекционизма. Это приводит к снижению затрат на производственную деятельность.