Основы региональной экономической интеграции на Тихом океане
Региональная экономическая интеграция – это развитие разделения труда и экономических связей национальных хозяйств в отдельно взятом регионе мира.
В настоящее время к Тихому океану имеют выход 58 государств, в которых в общей сложности проживает более 3 миллиардов человек (рисунок 1).
Рисунок 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отличительной особенностью международных отношений на Тихом океане выступает отсутствие единственного интеграционного проекта. Ближе к концу ХХ века развернулось ожесточенное соперничество между двумя подходами:
- развитие экономической интеграции в рамках Восточной и Юго-Восточной Азии;
- объединение всех тихоокеанских государств.
Особый интерес с экономической точки зрения представляет усиление интеграционных процессов в рамках АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии).
Говоря о региональной экономической интеграции на Тихом океане, стоит отметить, что в ее основе лежит необходимость сотрудничества и политической координации между географически близкими государствами в целях обеспечения их способности отвечать на вызовы, формирующиеся в пределах региона.
Наиболее известные конкурирующие проекты региональной экономической интеграции на Тихом океане
Резкое ускорение процессов региональной экономической интеграции в АТР произошло в конце второго десятилетия XXI века. Главной причиной тому стало создание двух конкурирующих друг с другом мегапроектов:
- Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП);
- Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП).
В виду своих гигантских масштабов указанные проекты региональной экономической интеграции на Тихом океане могут принципиально изменить торгово-экономический ландшафт не только Азии, но и мира в целом. Рассмотрим и проанализируем каждый из проектов более подробно, но сначала отметим ключевые области, в которых эти два соглашения отличаются друг от друга.
Итак, ключевые различия между ВПТТП и ВРЭП наблюдаются в части устранения тарифов, экологических и трудовых стандартах. В сравнении с ВРЭП ВПТТП стремится к большей ликвидации тарифов (вплоть до 99%), пытается установить некоторые ограничения на госпредприятия, повысить трудовые и экологические стандарты. В то же время, ВРЭП имеет большее символическое значение. Являясь новой интеграционной структурой АТР оно служит подтверждением приверженности подписавших его стран-участниц принципам либерализации торговли и углубления интеграции в то время, как правительства других регионов мира возвращаются к протекционизму и устанавливают барьеры.
ВПТТП
Транстихоокеанское сотрудничество считается одним из важнейших интеграционных проектов современностей. Изначально планировалось создание преференциального торгового соглашения между 12 государствами АТР (Транстихоокеанское партнерство ТТП). Его главной целью выступало снижение тарифных барьеров и регулирование внутренних правил в странах-участницах в ряде сфер (интеллектуальная собственность, экология, трудовое право и др.). Однако, в 2017 году создание ТТП оказалось под угрозой в виду выхода США из числа участников. После этого интеграционный проект обрел новую жизнь.
Благодаря усилиям японской дипломатии в 2018 году между 11 государствами тихоокеанского региона было подписано новое соглашение о создании Всеобъемлющего прогрессивного Транстихоокеанского партнерства (ВПТТП).
ВПТТП официально вступило в силу в конце 2018 года. На сегодняшний день его членами являются Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Япония, Канада, Мексика, Перу, Чили. На момент подписания договора о создании их экономика представляла порядка 13,4% мирового ВВП. Соглашение стало охватывать не только сферу торговли, но и сферу инвестиций, защиты интеллектуальной собственности и пр. По величине зоны свободной торговли в мире по ВВП ВПТТП занимает третье место после Соглашения между США, Канадой и Мексикой и Европейского единого рынка.
ВРЭП
Всестороннее региональной экономическое партнерство (ВРЭП) представляет собой широкое соглашение о «зоне свободной торговли плюс» и иначе называется «ЗСТ+». Оно включает в себя:
- десять стран членов АСЕАН (Таиланд, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Мьянма, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Вьетнам и Бруней);
- 5 стран, с которым у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Новая Зеландия, Япония, Китай, Республика Корея).
Таким образом, ВРЭП объединяет в себе 3 развитых и 12 развивающихся стран. Включение в единую региональную экономическую структуру Китая, Японии и Южной Кореи в сочетании с упрощением существующей торговой системы существенно повышает реальное значение ВРЭП, придавая интеграционному проекту в Тихом океане больший потенциал.
ВРЭП предусматривает отмену тарифов на промышленные товары, в том числе сельхозпродукцию и автомобили, а также разработку новых правил защиты интеллектуальной собственности и новых правил электронной торговли.
На сегодняшний день ВРЭП представляет собой наиболее крупное по мировым меркам соглашение о свободной торговле. Его создание служит важным шагом на пути формирования идеальной структуры глобальных правил торговли и инвестиций. Вполне возможно, что в будущем именно оно будет в значительной степени предопределять всю мировую политику и экономику. Ряд международных аналитиков считает, что ВРЭП не только сможет помочь странам АТР оправиться от экономического ущерба в результате глобальной пандемии коронавируса, но и будет выступать своего рода символом наступления «Азиатского века».
ВРЭП демонстрирует поистине впечатляющие макроэкономические показатели. Однако, не стоит переоценивать реальные экономические выгоды данного партнёрства для его участников. В частности, можно отметить следующее. ВПТТП снижает тарифы сильнее, нежели ВРЭП. При этом большая часть его подписантов уже имеет двусторонние соглашения с низкими тарифными ставками, а участники АСЕАН и вовсе свободно торгуют друг с другом.