Французский регионализм как основа взаимоотношений государства и регионов современной Франции
Регионализм – это гибридная форма территориального устройства.
В основе регионализма лежит регионализация, основанная на:
- региональном структурировании пространства;
- повышении роли регионов в политической и социально-экономической жизни общества и ее граждан.
В современном мире выработано достаточно много подходов к доктринальной оценке регионализма. Ряд ученых склоняется к тому, что регионализированные государства представляют собой децентрализованные унитарные государства, представляющие собой переходную форму от унитарного государства к федерациям. Сравнивая регионализированные государства с федерациями, следует отметить следующее отличие. Субъекты федерации за редкими исключениями сами формируют свою систему государственных органов в то время как полномочия и структура органов власти регионов в регионализированных государства устанавливаются центральной властью. При этом объемы компетенций региональных образований зачастую меньше тех компетенций, которыми располагают субъекты федераций. Именно такой вариант территориального устройства выбрала для себя послевоенная Франция.
В послевоенный период и на протяжении всего ХХ века Франция испытала на себе множество реформ территориального устройства. Некоторые из них имели место быть и в XXI веке. За последние десятилетия наиболее радикальной реформой территориального устройства Франции стали преобразования новейшего времени. В результате проведенных реформ в 2016 году количество регионов Франции было сокращено с 22 до 13. Преобразования не затронули заморские регионы. Реформа, проведенная Оландом, стала крупномасштабным событием в жизни страны и вызвала неоднозначную реакцию. С одной стороны, в условиях экономического кризиса необходимой и законной мерой стало сокращение бюджетных расходов. В результате изменения территориального устройства страны Франции удалось добиться экономии на чиновниках, т.к. региональные чиновники, выполняющие ранее дублирующие функции, подлежали сокращению. С другой же стороны, проводимая реформа сводилась не только и не столько к прекращению мандата некого числа региональных чиновников, она представляла своего рода разрыв с политико-правовыми традициями двух последних десятилетий.
Еще одна не менее крупная реформа, меняющая облик Французской Республики, затронула заморскую территорию Франции – Новую Каледонию. Остро встал вопрос о ее выходе из состава страны. В этом случае Франции пришлось столкнуться с одной из крупных волн децентрализации и деколонизации, результатом которой могут стать ощутимые финансовые потери (в Новой Каледонии сосредоточено порядка 80% запасов мирового никеля). Не за горами проведение референдума по другой точке сепаратистского движения во Франции – Корсике.
В целом справедливо говорить о том, что современной Франции удалось сделать шаг на встречу трансформации политико-территориального устройства страны в сравнении с конструкцией послевоенного времени.
Особенности выстраивания взаимоотношений государства и регионов современной Франции
Современная Франция представляет собой унитарное государство, территория которого поделена на административно-территориальные единицы, обладающие суверенитетом. Они не являются самостоятельными и подчиняются единой системе законодательства и высших органов государственной власти.
Состав административно-территориальных образований современной Франции в общем виде представлен на рисунке 1. Базовой единицей административного деления Франции является коммуна, а наиболее крупной – регион.
Рисунок 1. Административно-территориальные образования Франции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Франция является одной из стран-членов Европейского Союза. Таким образом, региональная политика ЕС распространяется на территорию Французской Республики. Ее основными направлениями являются:
- поддержка бизнеса, включая НИОКР;
- развитие инфраструктуры;
- проведение экономических мероприятий;
- вложения в человеческий капитал и пр..
Франция имеет децентрализованное устройство, в связи с чем, региональная политика Франции характеризуется стремлением к усилению полномочий регионов. Определяется она на национальном уровне и реализуется совместно с местными органами власти. Отношения центра и регионов регулируются системой плановых контрактов, которые позволяют уравнивать центр и административные единицы в правах и полномочиях.
Под контрактным соглашением «государство-регион» понимается документ, обеспечивающий многолетнее финансирование крупных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и поддержание перспективных ниш, со стороны государства и регионов. Ключевым преимуществом подобного рода контрактов считается учет индивидуальных региональных особенностей каждого отдельно взятого региона, с которым заключается контракт.
Системы контрактов во Франции делятся на исторические этапы. В настоящее время в стране действуют плановые контракты седьмого поколения. До этого, вплоть до 2016 года, ключевой задачей контрактов выступало обеспечение развития стратегических отраслей, стремительно развивающихся и устремленных в будущее. В основе подобной системы контрактов лежит равенство и взаимозависимость между государством и регионами.
Специфика взаимоотношений государства и регионов в современной Французской Республики, равно как и самой региональной политики, в определенной степени обусловлена сложностью и многоуровневостью административно-территориального устройства страны. Франция включает в себя не только метрополию, поделенную на ряд административных единиц, но и ряд заморских территорий, управление которыми, в условиях унитарной страны, может вызвать определенные трудности в связи с удаленностью центра. Децентрализованное устройство Франции дает регионам (включая заморские) обладать относительной свободой. В 2014 году в стране была проведена территориальная реформа, которая еще более расширила полномочия регионов.