Союз арабского Магриба
Союз арабского Магриба – это организация, которая обеспечивает политическое и экономическое единство стран Северной Африки.
Идея о том, чтобы объединиться в союз появилась еще в 1958 году. Но Соглашение было заключено только в 1989 году. Поочередно каждая страна получает право председательствовать в организации.
Штаб-квартира находится в Марракеше. По статусу это международная межправительственная организация. Официальным языком является арабский. Каждая из стран-участниц является членом Лиги арабских государств и Африканского союза. Соглашение предполагало, что страны со временем создадут зону свободной торговли и таможенный союз.
Однако среди стран-участниц развернулась конкуренция. Между Алжиром, Марокко и Ливией долгое время существовала напряженность, в том числе, из-за территориальных притязаний. Спор между Марокко и Алжиром за суверенитет в Западной Сахаре заблокировал работу организации.
Предпринималось множество попыток устранения проблемы, но испанская колония после освобождения отошла под юрисдикцию Марокко, а Алжир продолжает поддерживать военно-политическую организацию на данной территории.
Существовали разногласия между Ливией и Мавританией относительно участия первой в правительственном перевороте.
Регион стран Магриба богат нефтью, металлическими и неметаллическими рудами, рыбными ресурсами. Страны отличаются по степени обеспеченности трудовыми и природными ресурсами. Например, в Ливии рынок труда испытывает нехватку трудоспособного населения, а в Алжире ситуация является диаметрально противоположной. Экономики всех этих стран подвержены ценовым колебаниям, изменению климата, динамичному росту численности населения, высокому уровню безработицы. Интеграция стала бы способом решения множества проблем в регионе.
Структура Союза арабского Магриба
В 1988 году прошел саммит стран Магриба в алжирском городе Зеральда. Здесь было принято решение о формировании Высокой комиссии Магриба, а спустя год был подписан Договор о создании Союза.
Целями договора стали:
- Достижение региональной политической стабильности.
- Координация политики стран.
- Введение свободного перемещения товаров, услуг, капитала.
- Проведение общей политики в сфере обороны.
- Невмешательство во внутренние дела.
Институциональная система организации включает в себя Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Консультативную ассамблею, Суд, Генеральный секретариат, специализированные комиссии, которые занимаются решением отдельных вопросов.
Конфликт между Алжиром и Марокко оказал негативное влияние на регион, так как на эти две страны приходится 77 % численности населения и 66 % ВВП. В 2007 году марокканская сторона предложила дать спорной территории автономию под суверенитетом Марокко. ООН способствовала проведению переговоров.
Начиная с 1990 года страны Магриба подписали более 30 многосторонних соглашений. Среди них был соглашения о торговле и тарифах, о сельскохозяйственной продукции, об избегании двойного налогообложения, о фитосанитарных нормах в торговле цветами и растениями.
Торговая политика между странами носит протекционистский характер. Таможенные пошлины в регионе намного выше средних по миру. Например, в Алжире они составляют 19 %, в Тунисе и Марокко более 20 %.
Одним из важных направлений является модернизация инфраструктуры. Между странами вследствие сложности отношений между ними отсутствуют трасы скоростного сообщения. В Алжире была построена Транссахарская магистраль, которая соединила море и районы Сахары. Морской транспорт наиболее развит в Марокко, а автомобильные дороги в Тунисе.
Проблемы и перспективы Союза
Разногласия между странами не дают наладить интеграционные процессы в регионе. Развитие диалога могло бы помочь укреплению и активизации экономического сотрудничества. Оно бы обеспечило рост взаимной торговли, свободу перемещении лиц без виз. Однако между странами сохраняются существенные различия в стратегиях развития, в экономической политике. Также отсутствует общее видение интеграционных процессов.
Причины отсутствия договоренностей носят политический и экономический характер. Все страны имеют слабую диверсификацию производства, низкую пропускную способность инфраструктуры, слабый правоприменительный механизм реализации договоренностей.
После того, как работа Союза была заморожена, новая встреча произошла лишь 18 лет спустя в 2012 году. Алжирская сторона предложила структурировать Союз с учетом интересов всех участников. Предложение поддержали Марокко и Ливия. Тогда же было запланировано начать в 2017 году процесс по созданию зоны свободной торговли.
На сегодняшний день Магриб остается наименее интегрированным регионом. Интеграция позволила бы отодвинуть на второй план взаимоотношения с ЕС. ЕС также выиграл бы от создания единой таможенной зоны в странах Магриба. Сейчас между ним и каждой страной в отдельности существуют свои двусторонние договоренности.
На региональном сближении негативным образом сказываются центробежные факторы. Среди них специалисты отмечают узость внутренних рынков, дифференциацию уровней развития, слабо диверсифицированную инфраструктуру, взаимозависимость и взаимодополняемость экономики. Но основная причина разногласий – огромные политические проблемы.
Однако, несмотря на эти разногласия страны понимают потенциальную выгоду от сближения. Союз арабского Магриба за 26 лет своего существования смог показать, что интеграция станет выгодной для всех участников. Это позволить увеличить емкость внутреннего рынка и решить текущие социально-экономический проблемы через распределение рабочей силы и других ресурсов. Экспортная диверсификация так же станет шагом к увеличению добавленной стоимости продукции, что позволит перейти от зон свободной торговли к более высоким формам объединения.