Состояние китайского рынка янтаря в первом десятилетии 20 века
На протяжении двадцати лет с начала 90-х годов двадцатого века, до 2011 года цена на янтарь сырец на мировом рынке оставались стабильными. С 2011 года начался резкий взлет цен как на янтарь сырец, так и на янтарные изделия, а также бурное развития рынка янтаря в Китае. В качестве причин роста интереса китайцев к янтарю наиболее часто указывают на символическое значение янтаря в традиционной китайской культуре, а также на рост благосостояния китайцев и приобретение янтаря как предмета роскоши. В тоже время аналитики рынка, и эксперты говорят о том, что данные факторы не могли обеспечить столь стремительный взлет цен на янтарное сырье, при котором янтарь, являясь полудрагоценным камнем, по стоимости обходил бриллианты, и предполагают, что ажиотаж мировых цен вокруг янтаря имел спекулятивный характер, аналогичный взлету цен на нефрит до этого.
К 2013-2014 годам рынок янтаря достиг своих максимальных показателей, его оборот превысил 5 млрд. юаней. При этом доходность китайских компаний, работающих на внутренний рынок показывала устойчивый рост, который для крупных и средних компаний находился в пределах 18-20%, а для мелких порядка 16% годовых. Основными областями сбыта янтарных изделий стали северо-западные районы Китая (Тибет и Внутренняя Монголия), а также восточное побережье, прежде всего крупные города, такие как Пекин, Шанхай, Гонконг. При этом можно было отметить конкуренцию собственно китайских и иностранных производителей на рынке. Несмотря на высокие ввозные пошлины на готовые изделия из янтаря (доходящие до 40%), большим спросом на китайском рынке пользуются изделия европейских компаний, прежде всего польских и литовских. В тоже время российский янтарь представлен преимущественно сырьем, в то время как отечественные изделия в Китай не экспортируются, а перерабатывающая янтарная отрасль находится в глубоком кризисе.
Основными регионами Китая в которых создаются компании по переработке янтаря, а также имеется высокий спрос на готовую продукцию являются:
- Пекин,
- Ляонин,
- Цзянсу,
- Гуадун,
- Чжэцзян.
За период с 2011 по 2018 год число китайских компаний, занятых в переработке янтаря возросло с 300 до 3000. Бурному развитию китайского рынка янтаря способствовало большое количество дешевого сырья на рынке поставляемого как «черными» копателями и китайскими байерами из Калининградской области через страны ЕАЭС, так и добытчиками нелегального янтаря на Украине, которые пользуюсь политической нестабильностью в стране поставляли на рынок более 200 т. янтаря в год. Основными официальными экспортерами поставки янтаря в Китай остается Россия, а также Бразилия Мьянма, Мексика, Польша и Литва.
Современное состояние рынка янтаря
С 2018 года оформилась тенденция к сужению рынка янтаря, которая в 2020 году только усилилась в связи с пандемией коронавируса и общим падением продаж янтарных изделий, не только в Китае, но и во всем мире.
Причины спада рынка связаны с перенасыщенностью Китая дешевым янтарным сырьем. В 2016 году между Калининградским янтарным комбинатом и китайской компанией JYJT был заключен трехлетний контракт на экспорт 680 тонн янтаря. При этом первоначально китайская компания обязывалась модернизировать перерабатывающие мощности Янтарного комбината и перерабатывать на территории Калининградской области до 50% от всего экспортируемого янтаря, однако в действительности, данные обязательства так и не были выполнены. Как итог китайский рынок оказался перенасыщен янтарем-сырцом и интерес к закупкам янтаря извне значительно снизился, соответственно уменьшилась активность и «черных» копателей, так Калининградскую область практически полностью покинули китайские байеры, поскольку китайским переработчикам проще купить сырье непосредственно в Китае, чем заказывать его в России.
Вместе с тем эксперты отмечают что потребительский рынок янтаря еще не насыщен, а спрос на продукцию из янтаря продолжит расти. При этом наибольшей популярностью пользуются украшения и ювелирные изделия с янтарем, в то время как декор из янтаря занимает не более 20% потребительского рынка, и его доля продолжает падать. Определенную проблему для китайского рынка представляет его насыщенность подделками под янтарь, изготовляемыми из стекла, целлулоида, казеина, сложных полиэфиров, включающих в себя в том числе более молодые (в сравнении с янтарем) ископаемые смолы. Для китайских потребителей важным фактором является подлинность товара, а потому подделки могут отпугнуть от покупки янтаря, однако данная проблема касается только низкого ценового сегмента.
Перспективы рынка янтаря
В результате резкого роста и последующего падения цен на янтарь-сырец именно Китай стал мировым лидером в отрасли переработки янтаря и сбыта готовой продукции из данного камня, а также ведущим игроком, определяющим состояние мирового рынка янтаря. Цены на янтарь-сырец значительно упали по сравнению с 2014 годом и вернулись к уровню 2011 года, а некоторые аналитики указывают, что возможное продление контракта по поставке российского янтаря в Китай приведет к дальнейшему падению цен.
В тоже время падение цен на янтарь-сырец не должно существенно сказаться на стоимости готовых изделий из янтаря, которые обладают высокой прибавочной стоимостью. Совершенствование технологий обработки янтаря, использование высокоточных станков, способных обрабатывать янтаря одновременно в трех плоскостях и «штамповать» копии популярных дизайнерских изделий, вместе с мерами по диверсификации рынка изделий из янтаря и совершенствования маркетинговых технологий предполагает положительную динамику потребительского рынка.
Однако интерес китайских потребителей к изделиям из янтаря конечен, что определено конечностью мировых запасов янтаря, а также веяниями китайской моды и китайского рынка украшений. Согласно мнению аналитиков рынок янтаря повторит судьбу рынка нефрита, который ранее пережил резкий взлет цен и ажиотаж с последующим угасанием интереса.