Право Евросоюза
Право Евросоюза представляет собой самостоятельную правовую систему, регулирующую процесс функционирования и взаимодействия различных органов в рамках Евросоюза, а также возникающие общественные отношения.
Право Евросоюза распространяется на всех стран-участников. Оно возникло как необходимость в регулировании общественных и властных отношений в одном объединении, а также необходимости приведения основ жизни всех стран «к общему знаменателю». Оно имеет самостоятельный характер и распространяется на 27 стран-участниц. В составе права выделяются две его части. Первая часть регулирует создание и функционирование властных структур, поэтому носит название институционной. Она, в частности, определяет порядок функционирования Европейского суда. Вторая часть включает в себя гражданское, трудовое, уголовное, таможенное законодательство, т.е. те сферы права, которые регулируют общественные отношения между гражданами.
Право Евросоюза основывается на тех же принципах, что и национальное право:
- принцип верховенства права;
- принцип прямого действия;
- принцип охраны прав и свобод и т.д.
Однако существуют такие принципы, как принцип интегрированности, который означает, что право Евросоюза вступает в действие в независимости от желания страны-участника.
Право Евросоюза содержится в таких актах, как учредительные договора ЕС, резолюции и регламенты, рекомендации и заключения. Источником права также является судебный прецедент. Таким образом, данные акты имеют ни международный, ни национальный характер, а занимает между ними промежуточное положение.
Право Евросоюза и национальное право
Если представить Евросоюз как федерацию, а каждую страну-участницу как отдельный субъект федерации, то право Евросоюза будет выступать как федеральное право по отношению к региональному. Отсюда характеристики права Евросоюза как транснационального.
Одна из его особенностей – право Евросоюза действует через границы. Это проистекает из принципа верховенства права, что означает, что право ЕС имеет большую юридическую силу, чем право государства. Стоит отметить, что приоритет имеют не только учредительные документы, но и все акты ЕС всех его органов и институтов, даже если государство отказалось их одобрить в Совете ЕС. На верховенство право ЕС не влияет время принятия акта, ни его источники.
Суд Евросоюза является высшей инстанцией для национальных судов. Именно здесь решается проблема наличия противоречий между внутренним государственным правом и правом Евросоюза. Причем национальные суды не только имеют право обращаться в суд ЕС, но и обязаны направить запрос в суд ЕС в случае возникновения противоречивых ситуаций. При толковании норм национального права суд того или иного государства должен исходить из необходимости достижения «гармонии» двух систем, поэтому толкование должно исходить из максимального приближения к нормам ЕС. Следить за применением норм ЕС должен национальный суд. Право ЕС на них наложило данную функцию, что приводит к неоднократным санкциям членам-государствам за причиненный ущерб гражданам из-за несвоевременной имплементации норм ЕС в национальное право.
Однако в ЕС был введен принцип субсидиарности, который гласит, что те вопросы, которые могут решаться на местах, должны решаться на тех уровнях власти, которые наиболее приближены к уровню проблемы и к населению. Только в случае отсутствия возможности решить вопрос местными усилиями, он передается на решение вышестоящих властей – региональных, государственных и, наконец, наднациональных в лице ЕС. Каждый уровень власти является субсидиарным, т.е. вспомогательным, для нижестоящего. Таким образом, ЕС должен воздерживаться от вмешательства в те вопросы общественной жизни, которые эффективно могут быть решены на местном или государственном уровне.
В ЕС был учрежден субсидиарный контрольный механизм. В соответствии с ним в течении восьми недель после поступления законодательного проекта ЕС на рассмотрение в национальный парламент тот может направить в адрес ЕС мотивированное заключение о несоответствии проекту принципу субсидиарности. При трети мотивированных заключений от национальных парламентов проект подвергается повторной экспертизе.
Право Евросоюза и международное право
Современные государства сами устанавливают принцип верховенства международного права, прописывая его в своих конституциях. Национальный суд смотрит за тем, как действует данная система, а также обнаруживает противоречия между международным и национальным правом, после чего предпринимает усилия для устранения противоречий между национальным и международным правом. Т.е. соответствие собственных правовых норм международным ложится на плечи самого государства.
В учредительных документах Евросоюза указано, что ЕС в своей деятельности будет способствовать неукоснительному соблюдению и развитию международного права, особенно принципов ООН, Хельсинского заключительного акта и Парижской Хартии. Из этого ряд исследователей делают вывод о косвенном признании ЕС верховенства международного права.
В целом положение права ЕС в системе международного права не является четким. Право Евросоюза уникально по своей структуре, обладает собственной спецификой. Оно не противоречит международному праву, но и заметно от него отличается. В связи с этим ряд исследователей представляет право ЕС как часть международного права. Дискуссия концентрируется вокруг проблемы, можно ли считать ЕС международной организацией. А.Я. Капустин считает ЕС международной правительственной организацией. О. Витвицкая указывает, что ЕС не обладает способностью приобретать или отчуждать имущество, поэтому не может считаться международной организацией.
Право ЕС также часто рассматривается как региональное право интеграционного характера. Однако ЕС давно ушли вперед обычной региональной организации. Сейчас это не только рынок, но и пространство единой безопасности, валюты, политической интеграции, общее судопроизводство и т.д.