Сфера воздушных перевозок
Воздушные перевозки – это способ транспортировки грузов и пассажиров посредством воздушных судов.
На сегодняшний день воздушный транспорт считается одной из наиболее динамично и быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Ежегодно воздушные перевозки занимают все более прочные позиции в международной системе транспортировки.
Иначе воздушные перевозки принято называть авиаперевозками. Авиаперевозки подразделяются на несколько видов (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые разновидности авиаперевозок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воздушные перевозки предполагают два варианта осуществления:
- авиатранспортировка грузов;
- авиаперевозка пассажиров.
Сфера авиаперевозок жестко регулируется, причем как нормами национального, так и нормами международного законодательства. Все воздушные коридоры строго регламентированы.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 1300 авиакомпаний. Согласно статистическим данным на авиарейсах ежегодно перевозится около 1,5 миллиардов человек и сотни тонн грузов. Участие в обслуживании международных воздушных авиасообщений принимает более 1000 аэропортов мира, их них порядка 650 специализируется на обслуживании международных регулярных авиарейсов.
Следует понимать, что система международного воздушного транспорта включает в себя не только международных авиаперевозчиков и аэропорты, но и сами государства, которые связаны международными воздушными линиями и обеспечивают эти сообщения, а также международные организации в сфере воздушного транспорта, которые принимают необходимые меры по обеспечению его безопасности и эффективного функционирования. Современная сеть международных перевозок включает в себя все географические регионы мира, а их, на минуточку – 190 государства.
Воздушное право как синтез норм международного и внутригосударственного права
Международные воздушные перевозки неизбежно связаны с пересечением воздушными транспортными судами границ воздушного пространства других государств. В виду этого порядок воздушного сообщения между государствами определяется в рамках соответствующих межгосударственных соглашений. Предварительные переговоры по их подписанию обычно проводятся при участии министров иностранных дел, транспорты и юстиции. В некоторых случаях они могут затянуться и оказаться весьма продолжительными.
Имея комплексный характер, воздушное право включает в себя нормы государственного, гражданского и административного права. Безусловно, воздушные перевозки подчиняются и нормам национального законодательства той страны, над территорией которой они осуществляются. Центральным нормативным актом в сфере регулирования воздушных перевозок на национальном уровне считается Воздушный кодекс.
В целом систем воздушного права включает в себя две его разновидности:
- международное воздушное право;
- внутригосударственное (национальное) воздушное право.
Первое определяется в рамках межправительственных соглашений и многосторонних соглашений в сфере воздушного права. Второе определяется воздушным кодексом конкретного государства. Для национальных авиакомпаний оно считается приоритетным.
Международные нормы права в регулировании воздушных перевозок
Международное воздушное право включает в себя совокупность правовых норм, которых регулируют отношения между странами в части установления режимов воздушных сообщений, использования воздушного пространства ради осуществления международного авиасообщения и обеспечения его безопасности. Условно в рамках международного воздушного права выделяются международное и межправительственное регулирование.
В основе международного регулирования воздушных перевозок лежит процесс установления правил эксплуатации и тарифов на регулярные авиарейсы посредством заключения при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта или третьего лица взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями разных стран. Фундаментом международного регулирования выступают базовые международные конвенции (соглашения), которые были приняты еще в первой половине ХХ столетия.
В основе межправительственного регулирования воздушных перевозок лежат соглашения, заключаемые между правительствами различных государств. Чаще всего конкретные соглашения о воздушном сообщении между государствами определяют количество разрешенных маршрутов и пассажиро-мест, правила аккредитации представительств зарубежных авиакомпаний и возможности расширения объемов перевозок.
Строиться межправительственные соглашения об авиасообщении могут как на односторонней, так и на многосторонней основе.
Национальные нормы права в регулировании воздушных перевозок
Национальным воздушным правом устанавливаются правовые основы использования воздушного транспорта страны. Оно же определяет нормы и требования в сфере лицензирования авиаперевозчиков, которые могут работать как на внутренних рейсах, так и на международных направлениях.
Базовыми принципами распространения действия внутригосударственного права в сфере регулирования воздушных перевозок являются:
- действие национального воздушного права не только на территории государства, но и за его пределами в мере, определенной законом;
- регулирование национальными воздушным правом полетов в воздушном пространстве страны всех гражданских авиа-судов, в том числе иностранных;
- распространение действия национального воздушного законодательства на все виды летательных аппаратов.
Национальное регулирование играет довольно большую роль в общем регулировании воздушных перевозок и позволяет обеспечивать не только безопасность перевозок, но и уменьшение шума и загрязнений окружающей среды. Сама политика регулирования воздушных перевозок предусматривает также недопущение монопольного повышения тарифов на авиаперевозки, поддержание конкуренции между авиаперевозчиками и доходности национальных авиаперевозчиков.