Текущее состояние и общая проблематика российско-украинских отношений
Российско-украинские отношения – это официальные отношения между Россией и Украиной.
Официально дипломатические отношения между Российской Федерацией и Украиной были установлены в феврале 1992 года. Фактические они вышли на новый межгосударственный уровень после распада СССР.
Состояние российско-украинских отношений определяется влиянием целого ряда факторов внутриполитического, экономического, социального, военно-стратегического и даже психологического порядка. Одни из них являются ситуативными, другие – долгосрочными. Некоторые факторы целесообразно рассматривать преимущественно в двустороннем контексте в то время как другие требуют общеевропейского или даже мирового фона. Так или иначе, при всем их многообразии эксперты строят возможные сценарии развития отношений между странами исходя из двух базовых векторов – вероятной внутренней эволюции развития общества и государства с одной стороны, и возможной эволюции общего международного фона двусторонних отношений – с другой стороны.
В настоящее время российско-украинские отношения переживают глубокий кризис. Основная причина тому – неоднозначная роль России в Украинском майдане и последовавший за ним Крымский конфликт. Однако отношения между странами всегда были непростыми:
- в первой половине 1990-х гг. острый спор между странами был вызван вопросами, связанными с инфраструктурой и имуществом Черноморского флота;
- начиная со второй половины 1990-х гг. особую настороженность стало вызывать стремление Украины к евроатлантической интеграции, что создавало определенные угрозы национальной безопасности России;
- спорным был вопрос транзита газа через Украину.
Заметное улучшение российско-украинских отношений наблюдалось после избрания в 2010 году на пост президента Украины Виктора Януковича. Развивалась нормативно-правовая база сотрудничества, интенсифицировались контакты на высшем уровне.
После государственного переворота весной 2014 года отношения между странами обострились. Россией были денонсированы соглашения с Украиной по Черноморскому флоту. Крым и Севастополь в результате референдума вошли в состав России, с чем киевские власти были категорически не согласны. Украина в ответ поддержала введение антироссийских санкций со стороны Запада. В настоящее время в украинском законодательстве за РФ закреплен статус агрессора, а дипломатические отношения между странами практически заморожены.
Перспективы развития российско-украинских отношений
В настоящее время эксперты в области международных отношений выделяют четыре возможных сценария развития отношений между Россией и Украиной (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Варианты развития российско-украинских отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Возможный сценарий «статус-кво» в основе своей опирается на предположение о том, что в ближайшие годы Украина не сможет существенно продвинуться вперед на пути экономических реформ, в борьбе с коррупцией, повышении эффективности государственного управления и укреплении институтов власти. Запад при этом, вероятно, продолжить оказывать поддержку киевским властям. Вопрос о вхождении Украины в Евросоюз и НАТО будут отложены на будущее. В подобного рода условиях противостояние России будет служить важнейшим источником легитимности украинской власти. Соответственно конфронтация между Россией и Украиной, Россией и Западом будет усиливаться. Таким образом, в рамках данного сценария российско-украинские отношения останутся враждебными. В то же время вероятность того, что какая-либо из сторон пойдет на риск эскалации конфликта или полный разрыв дипломатических или торгово-экономических связей, крайне мала. В России и Украине будут доминировать выжидающие настроения в надежде что кто-нибудь пойдет на уступки.
Второй сценарий эксперты именуют «холодной войной». В этом случае Украина сможет совершить рывок в сторону политической, социальной и экономической модернизации. В страну хлынут иностранные (прежде всего, западные) инвестиции. Украина обрастет «европейскими» чертами и превратится в своего рода «актив» Запада. В результате вхождения Украины в НАТО произойдет интенсивная милитаризация российско-украинской границы. При этом отношения между Россией и Западом, так же как и в предыдущем сценарии, будут развиваться в основном в негативной динамике. В этом случае Украина станет восприниматься российской властью как фундаментальный и экзистенциальный вызов. Россия будет вынуждена все более решительно изолироваться от «чуждого» украинского влияния.
Третий сценарий связан с «балканизацией». Наступит он в том случае, если отношения между Россией и Западом улучшатся, а развитие Украины будет соответствовать сценарию «статус-кво». Тогда Россия удастся переложить большую часть ответственности за невыполнение Минских соглашений на руководство Украины, а самой Украине не удастся добиться возвращения Донбасса. Россия будет с переменным успехом управлять сложным балансом экономических и политических сил, складывающихся на украинской территории.
Четвертый сценарий под названием «Европейский мост» является наиболее оптимистичным. Строится он на предположении о совпадении двух стабилизирующих тенденций – разрядки напряженности между Россией и Западом с одной стороны, и укреплении украинской государственности – с другой стороны. В том случае, если оба эти процесса будут протекать параллельно друг другу, появится возможность не просто избежать рисков, присущих другим сценариям, но и постепенно превратить Украину в политический, экономический и культурно-цивилизационный мост между Россией и Западом.
Повысить вероятность развития последнего сценария отношений между Россией и Украиной могут два фактора:
- сближение или синхронизация циклов структурных экономических преобразований в обеих странах;
- начало серьезного обсуждения перспектив по выстраиванию новой системы европейской безопасности.