Международная информационная безопасность
Международная информационная безопасность – это международные взаимоотношения, которые исключают угрозы безопасности государств мира в информационном поле.
Уставные документы ООН, называют информационной безопасностью защищенность глобальной информационной системы, которая обеспечивается исключением террористических, военно-политических и преступных угроз. Научно-технический прогресс создал множество продуктов и технологий, которые и полезны для общества, и могут создавать угрозы безопасности. В информационной сфере появились следующие опасные явления:
- информационное оружие,
- киберпреступность,
- развязывание и ведение информационных войн.
Создание единого информационного поля стало толчком к развитию вышеперечисленных видов угроз. По своему устройству и функционированию оно сильно отличается от привычных нам воздушного, морского и наземного пространства.
Международная информационная безопасность способствует формированию новой сферы, которая стала не только полем для сотрудничества, но и для противоречий. Западные страны рассматривают безопасность в информационном поле достаточно узко, сводя все действия к кибербезопасности. Российское экспертное сообщество включает в данное понятие, в том числе, политические, социальные, правовые, экономические аспекты.
Глобализация затрагивает все процессы между странами. Происходит стремительная интеграция большинства экономических систем в единое пространство, где информационная безопасность выходит на первый план. Международные сообщества, договоры и соглашения между странами способствуют выработке единых действий в сфере обеспечения безопасности, в том числе, информационной. Кроме того, сами государства уделяют внимание данному вопросу в своей внутренней политике. В данной политике выделяют 4 базовых направления, а именно:
- обеспечение работы информационной инфраструктуры и управление важными интернет-ресурсами,
- предотвращение угроз со стороны киберпреступников,
- управление Интернетом для решения международных целей и задач,
- реализация потенциала Интернета для наращивания собственных экономических показателей.
Российско-китайское сотрудничество
Российско-китайские взаимоотношения – это международные связи, установившиеся между Китаем и Россией, а также между государствами их предшественниками. Сегодня отношения между этими странами реализуются в разных сферах и реализуются через контакты на самом высоком уровне. Торгово-экономические, гуманитарные отношения, участие в международных и региональных организациях, постоянное место в Совете Безопасности ООН связывают КНР и РФ уже много лет.
Самые первые контакты между Россией и Китаем относятся еще в 13 веку. Освоение Сибири и Дальнего Востока способствовало налаживанию связей между государствами в 17 веке. Первый договор о границах был заключен в 1689 году. На протяжении 18 и 19 веков между Китаем и Российской империей периодически возникали конфликты из-за граничащих территорий. На рубеже 19-20 веков между странами была проложена первая железная дорога. Россия стала оказывать военную помощь Китаю.
Отношения между СССР и Китаем тоже были непростыми, возникали споры и конфликты на приграничных территориях. Во время Второй мировой войны советская армия помогала китайской стороне бороться с японцами. После окончания войны в Китае создается коммунистическая партия и СССР первыми признают КНР.
В 60-х годах отношения между странами ухудшились. Были аннулированы торговые договоры. А в 1964 году произошел практически полный разрыв отношений. Восстановление связей произошло лишь ближе к 90-м годам.
Сегодня между странами действуют договоры о добрососедстве, урегулированы разногласия по поводу границ. Страны проводят совместные военные учения в рамках работы ШОС, развивают торгово-экономические, инвестиционные и промышленные связи.
Российско-китайское сотрудничество в сфере информационной безопасности
Появление глобальной сети способствовало быстрому увеличению числа пользователей. В Азии самая большая численность населения на планете. В Китае, как и в большинстве передовых экономик региона, быстрыми темпами развиваются информационные технологии. Страны Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества разработали методы ведения сетевых войн, создали большое количество боевых вирусных программ, которые активно используются для вторжения в информационное пространство других стран.
Проблема информационной безопасности является многослойной. Она затрагивает безопасность во всех сферах общественной жизни и международных отношений, так как большинство современных систем управления завязано на информационные и телекоммуникационные технологии. Чтобы взаимодействие в сфере безопасности было эффективным на уровне международных организаций и сотрудничества между странами заключаются договоры, которые регламентируют нормы поведения в киберпространстве, а также меры по предотвращению угроз.
В России действует свод законов и правил, регламентирующих информационную безопасность в стране и при взаимодействии с иностранными государствами. КНР продолжает совершенствовать правовые основы регулирования киберпространства. В период с 2001 по 2013 годы в стране была проведена реформа управления цифровой средой. На сегодняшний день киберпространство Китая регулируется Законом о государственной безопасности, Законом о кибербезопасности, Национальной стратегией по безопасности в киберпространстве, Международной стратегией сотрудничества в киберпространстве. Основа китайской стратегии информационной безопасности заключается в том, что страна защищает внутреннее информационное поле от вмешательства извне. Кроме того, реализуются программы по идеологическому контролю над информационным пространством.
Между Россией и Китаем действуют правовые и исполнительные институты, регулирующие взаимоотношения в информационной сфере. Существует Российско-китайская комиссия по связи и информационным технологиям, которая занимается вопросами диверсификации поставок высокотехнологичного оборудования, проблемами укрепление сетевой безопасности, повышением эффективности управления и развития глобального информационного пространства. Взаимодействие происходит в рамках ООН, БРИКС, ШОС, на уровне оборонных ведомств РФ и КНР.