Основы российско-китайского сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества
Российско-китайские отношения – это отношения стратегического партнерства между Россией и Китаем, возникшие в 1990-х гг. как ответ на новые глобальные вызовы и угрозы и ставшие ядром Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Основу сотрудничества России и Китая в рамках ШОС составляет ряд проблем международной безопасности. Основные из них представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые проблемы международной безопасности в Центральной Азии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из главных вызовов для двух держав выступает проблематика продвижения демократизации международных отношений и многополярного мира, а также формирование нового справедливого и разумного международного порядка. В 2005 году была подписана Совместная декларация России и Китая о международном порядке в XXI веке. Таким образом была не только подтверждена общая позиция стран по этому вопросу, но и оформлен призыв международного сообщества в проведению совместной работы над созданием нового типа безопасности, в основе которого должны лежать взаимное доверие, взаимная выгода, равенство и сотрудничество. Впоследствии эти принципы стали основой «шанхайского духа», выступающего основным ориентиром развития ШОС. Летом 2006 года Россия и Китай совместно с другими членами ШОС предложили идею создания «структуры глобальной безопасности нового типа», в основе которой лежит принцип многополярности международных отношений. Так, идеи, высказанные Россией и Китаем в Совместной декларации, смогли завоевать признание и поддержку других государств-членов ШОС.
Другой не менее важной проблемой, лежащей в основе российско-китайского сотрудничества, выступает защита геополитических интересов. Решительная оппозиция однополярному миру, возглавляемому Соединенными Штатами, сопровождается опасениями глав государств относительно возможностей проникновения США в Центрально-азиатский регион. После начала проведения антитеррористической операции в Афганистане Вашингтон пристальное внимание стал уделять выстраиванию военных связей с соседними странами, свой интерес оправдывая вопросами безопасности и предотвращением «афганизации» среднеазиатских республик. Вскоре США стали активно продвигать стратегию геополитической реконструкции. Впоследствии это стало одной из причин волны «цветных революций» на пространстве СНГ. Военное присутствие американских сил в регионе не устраивает Москву и Пекин, имеющие общие границы и собственные национальные интересы в Центральной Азии. В сложившихся условиях Шанхайская организация сотрудничества стала удобной площадкой для продвижения идей демократизации международных отношений и противодействия политике силы и гегемонии США. Используя механизмы ШОС, Россия и Китай укрепляют свое сотрудничество с центрально-азиатским странами, возвращая их в сферу своего влияния.
Третьей, не менее значимой проблемой, лежащей в основе развития российско-китайских отношений в рамках ШОС, является борьба с «тремя силами зла». Под силами зла в данном случае понимаются:
- терроризм;
- сепаратизм;
- экстремизм.
Кроме того, к ним могут быть добавлены незаконный оборот наркотиков и другие трансграничные угрозы. Все государства-участники ШОС сталкиваются с этими проблемами у себя дома. Определяющую роль в их решении играет проводимое на базе ШОС контртеррористическое сотрудничество.
Общая проблематика российско-китайского сотрудничества в рамках ШОС
Несмотря на тесное сотрудничество между Москвой и Пекином в рамках ШОС и общность их позиции по вопросам глобального мироустройства, российско-китайские отношения в регионе не лишены определенных проблем. Основными из них являются:
- различия в подходах к дальнейшему развитию ШОС;
- соперничество в Центральной Азии;
- разные точки зрения стран на методику обеспечения региональной безопасности.
Само по себе их наличие вызывает обеспокоенность относительно долговечности «альянса» России и Китая в ШОС.
Основной проблемой в российско-китайских отношениях в рамках ШОС считается разность подходов двух государств к дальнейшему развитию организации. Так, Россия основное внимание уделяет вопросам безопасности и стремиться создать сильный противовес Западу. В 2014 году на саммите ШОС российской стороной было выдвинуто предложение относительно возможного слияния ШОС и ОДКБ. Это могло бы окончательно решить вопрос статуса организации как сильного регионального конкурента НАТО. Китай же к подобного рода заявлению отнесся крайне сдержано. Пекин заявляет, что видит траекторию будущего развития ШОС как организации, имеющей сильный экономический уклон. В виду этого Китая активно продвигает идею относительно возможности экономической интеграции ШОС. Вместе с тем китайская сторона занимается налаживанием сотрудничества с центрально-азиатскими республиками в различных сферах экономики. Основой установления взаимоотношений между ними выступает наличие больших запасов природных ресурсов в странах региона.
Другой, не менее важной проблемой российско-китайских отношений в рамках ШОС является соперничество двух стран в Центральной Азии. Россия воспринимает Центрально-Азиатский регион как зону жизненных интересов, находящуюся вблизи территориальных границ государства. Это считается традиционной сферой влияния России, а потому Москва довольно болезненно относится к любым попыткам расширения иностранными державами своей деятельности в этом регионе. Китай же является ключевым торговым партнёром стран региона. В последние годы после начала конфронтации между Россией и Западом по вопросам на Украине его позиции здесь существенно укрепились. Экономическая экспансия Китая вызывает у Москвы большие опасения. Российская сторона стремится к блокировке любых проектов, способных усилить влияние Пекина в данном регионе, и активно вовлекает Индию в деятельность ШОС.
Еще одной проблемой во взаимоотношениях между Москвой и Пекином в рамках ШОС выступает расхождение стран в методах борьбы за сохранение безопасности в регионе. Китай в данном случае ориентируется на невмешательство во внутренние дела других стран в то время как Россия не всегда придерживается подобной позиции.