Окончание холодной войны и ее последствия для российско-американских отношений
Холодная война – это глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние капиталистической и социалистической систем во главе с США и СССР.
К окончанию холодной войны во всем мире отнеслись однозначно – его восприняли как окончательное поражение Советского Союза в соперничестве сверхдержав за господство в мире. США, соответственно, стали воспринимать как победителя, страну, сумевшую достичь своей цели и обеспечившей себе доминирующие позиции в мировой системе международных отношений.
После окончания холодной войны в США и постсоветской России сложилось два основных направления в осмыслении произошедшего:
- либеральное;
- консервативное.
Рассмотрим их более подробно.
Сторонники либерального подхода видели в крахе советской системы глобальную побед демократии, благодаря которой Россия под просвещенным руководством США вошла в «клуб» демократических держав и встала на новый путь развития (как демократическое правовое государство).
Сторонники консервативного направления и в США, и в России сходились во мнении о том, что главным итогом холодной войны стало поражение Советского Союза и установление в мире однополярной системы международных отношений во главе с США.
По сути оба направления оторваны от реалий современной жизни. Их представители не обращают внимания на коренное изменение самой сути политических процессов в условиях глобализации.
После окончания холодной войны и распада Советского Союза Российская Федерация превратилась в самостоятельный субъект международной политики, а отношения между Россией и США, пройдя ряд этапов, претерпели существенные изменения (рисунок 1).
Рисунок 1. Эволюция российско-американских отношений после окончания холодной войны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первая попытка сближения была предпринята сразу после распада СССР и образования Российской Федерации в качестве самостоятельного государства. В основе второй попытки лежала попытка предотвращения коллапса системы контроля над вооружениями. Третья попытка охватила так называемый период «перезагрузки», в ее основе лежали три причины – риск коллапса режима контроля над вооружениями, необходимость снижения угрозы военного столкновения США и России, а также стремление администрации США выяснить, на каких условиях Москва будет готова массово сократить свой стратегический потенциал.
Несмотря на все предпринятые попытки добиться устойчивого развития взаимного стратегического партнерства странам так и не удалось. Сегодня российско-американские отношения переживают новый виток кризиса.
Развитие отношений между Россией и США после окончания холодной войны
К началу 1990-х годов ни у российской, ни у американской стороны не было каких-либо завышенных ожиданий относительно перспектив дальнейшего развития отношений между Россией и США. В то же время, представления сторон относительно друг друга оказались весьма нереалистичными.
Российская Федерация ожидала, что США смогут по достоинству оценить те потери и жертвы, на которые она пошла во имя демократии и свободы, окажут экономическую помощь новой России и обеспечат ей достойное место в западном сообществе. В связи с этим Россией был принят проамериканский курс внешней политики.
США после окончания холодной войны окончательно укрепились в уверенности, что им предначертана роль единоличного мирового лидера, который способен в одиночку привести бывший Советский Союз в светлое будущее. Наличие у страны неоспоримого превосходства в политической, экономической и военной сферах создавало впечатление, что на международной арене США могут творить практически все, что им вздумается. Стоит, однако, отметить, что представители США ошибочно полагали, что Россия без помощи извне, как по мановению волшебной палочки сможет обрести стабильную демократическую политическую систему и динамическую рыночную экономику, во всем следуя американской внешней политике. На деле все оказалось совсем не так.
Со временем Россию в Америке стали воспринимать в качестве обузы, самостоятельно не способной решить собственные проблемы и предпочитающей ходить по миру с вытянутой рукой, постоянно шантажируя при этом Запад своим ядерным потенциалом. Русские стали восприниматься как представители мафии, создающие дополнительные проблемы для стран «свободного мира».
Иллюзии российской власти относительно того, что Америка окажет содействие в становлении новой демократической России, довольно быстро рассеялись. Вашингтон не сделал ровным счетом ничего для сохранения российской промышленности и сельского хозяйства. В России США превратились из примера для подражания в источник всех бед. Именно Америку стали считать виновной в преднамеренном развале российской экономики и промышленности, в дешевом выкупе национальных богатств, в утечке человеческого капитала и, в конце концов, в утрате Россией ее былого международного статуса.
Весьма показательной в современной истории российско-американских отношений стала реакция США на октябрьские события 1993 года в Москве, когда американский госдепартамент фактически заявил, что ему нет дела до того, что происходит в России. В последующем события, указывающие на двойственность стандартов по отношению к демократическим свободам и правам человека в ущерб России и ее жителей лишь множились.
После окончания холодной войны Россия старалась избегать принятия тяжелых решений. Как участник международных отношений она перестала представлять угрозу американским интересам, равно как и быть инструментом для их осуществления. В последние годы российско-американские отношения еще больше накалились и вышли на новый уровень напряженности. Как бы там ни было, обеим странам ясно, что без конструктивного взаимодействия на мировой арене у них не будет будущего.
Основными проблемами российско-американских отношений на современном этапе выступают:
- проблема стратегической стабильности;
- проблема размещения сил НАТО в Европе;
- проблема разоружения;
- проблема нераспространения ядерного оружия;
- проблема энергетической безопасности;
- проблема реформы международного права.