Факторы ослабления позиций России на международной арене
В условиях распада СССР и после окончания «холодной войны» Российская Федерация оказалась в непривычной для себя ситуации.
Бывшие союзники по социалистическому лагерю теперь симпатизировали Западу, а около азиатских границ СНГ появилось множество довольно нестабильных государств.
Из-за совокупности всех этих факторов внешнеполитическая активность России снизилась, а военный потенциал сократился.
Однако Российская Федерация являлась полноправной преемницей СССР, так как продолжала контролировать советское ядерное оружие и стала постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Основные цели и задачи внешней политики России
Самой главной международной целью России стало обеспечение внешнеполитических условий для модернизации страны.
Для данной цели задачами являлись:
- интеграция в мировой рынок;
- восстановление статуса России как влиятельной державы;
- решение проблемы глобализации пространства мирового рынка и финансовой системы.
Первостепенной задачей стало и развитие отношений со странами ближнего зарубежья, ведь это была основная сфера стратегических интересов России, как в политико-экономической, так и в военной сферах.
Также приоритетной выступала задача защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.
Отношения с США
В декларации об окончании «холодной войны» 1992 года Россия и США закрепили, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников.
В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор, предполагавший сокращение ядерного потенциала на треть к 31 декабря 2007 г. по сравнению с предыдущим уровнем.
После вступления в должность Президента В.В. Путина, наступил новый этап в развитии отношений двух стран. Тем не менее, реальный процесс сближения России и Америки начался лишь после трагедии 11 сентября 2001 г., когда нашей страной были поддержаны усилия США в борьбе с мировым терроризмом.
Тем не менее, позиция США по Ближнему Востоку никогда не разделялась Россией. По мнению Соединенных штатов, любые страны восточного региона могут быть подвергнуты бомбардировке даже по подозрению в причастности к терроризму.
Однако по мнению некоторых политологов, целью американской политики в отношении РФ является общее ослабление российского государства.
Отношения России и НАТО
Что касается фактора НАТО, то он во многом оправдывает усилия России по созданию новой системы национальной обороны. Ведь одновременно с ослаблением позиций нашей страны происходил и процесс расширения НАТО на Восток.
Стоит отметить, что уже с конца 1994 г. НАТО стал активно интегрироваться в ряде стран, в том числе прибалтийских, что вызывало определенные опасения. Тем не менее, в мае 1997 г. был подписан «Основополагающий акт Россия—НАТО», на основе которого создан постоянный совместный совет.
В современных условиях НАТО не исключает и более тесного участия России в совместной работе.
Россия и Совет Европы
В 1992 году Парламентская Ассамблея Совета Европы передало России имевшийся у СССР статус «специально приглашенного».
Через два года вступление России в Совет Европы было под вопросом из-за проходившей чеченской кампании, однако еще через два года Россию туда все же приняли.
Статус члена Совета Европы обязал нашу страну ратифицировать европейские соглашения и конвенции, являющиеся основой европейской правозащитной системы.
К числу проблем в отношениях России с Советом Европы помимо Чеченской республики с 1999 года относилась также неопределенность статуса граждан Калининградской области.
Участие России в урегулировании конфликтов
В сфере международного сотрудничества в 1996 году Российская Федерация принимала участие в урегулировании югославского кризиса путем примирения участников и оказания гуманитарной помощи Балканам.
Вкладом России стало и частичное урегулирование косовского конфликта в 1999 году. Еще через пять лет нашей страной вновь была оказана гуманитарная помощь сербам.
Что касается конфликта на ближнем востоке, то России представляется единственно верным его мирное урегулирование.