Мировой рынок вооружений
Мировой рынок вооружений – это сложная система международных военно-экономических связей.
Мировой рынок вооружений существенно отличается от других товарных рынков, имеет свою специфику и особенности. Основными игроками здесь выступают государства, определяющие уровень военных расходов, непосредственно от которых будут зависеть объемы жестко контролируемого производства вооружений и военной техники и международной торговли. Они же решают, кому и на каких условиях продать или купить военную технику и вооружение. В большинстве случаев государства руководствуются скорее политическими, нежели экономическими соображениями.
Мировой рынок вооружений постоянно развивается. Торговля оружием приносит экспортерам не только прибыль, но и оказывает влияние на политический курс стран-производителей вооружения с одной стороны, и военно-политическую обстановку в различных регионах мира – с другой стороны.
Торговля военной техникой и вооружением осуществляется с опорой на межгосударственные соглашения. В то же время помимо легальных форм торговли вооружением довольно развит в современном мире и нелегальный рынок, размеры которого весьма внушительны.
В рамках «черного» рынка осуществляются поставки военной техники и вооружения в обход существующих международных соглашений и норм. Его развитию способствует усиление ограничений и регламентация на открытом рынке вооружений, где в качестве денежных единиц для реализации обмена используется криптовалюта.
Существует и так называемый «серый» рынок торговли оружием. Поставки оружия здесь осуществляются с ведома правительственных организаций и под их строгим контролем, но без широкой огласки.
Главными поставщиками вооружения на мировой рынок сегодня считаются такие страны, как:
- США;
- Россия;
- Китай;
- Франция;
- Германия.
В общем виде топ-7 государств-экспортеров военной техники и вооружений представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Экспорт военной техники и вооружений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На долю Соединенных Штатов приходится порядка 33% всего продаваемого в мире вооружения. Основными покупателями американского оружия считаются такие страны, как ОАЭ, Турция и Саудовская Аравия. В целом же американское вооружение поставляется в более чем 100 стран мира.
Второе место по объемам продаж на мировом рынке вооружения занимает Россия, на ее долю приходился порядка 23% всего проданного оружия. Основными торговыми партнерами РФ на рынке вооружения выступают страны, как Индия, Китай и Вьетнам.
На третьем месте по продажам вооружения в мире находится Китай, занимающий около 6,2% всего мирового рынка оружия. Еще 6% и 5,6% приходится на Францию и Германию.
Место и проблемы России на мировом рынке вооружений
На мировом рынке вооружения России удалось достигнуть немалых успехов. В то же время имеют место быть определенные проблемы, с которыми ей приходится сталкиваться. Одной из ключевых проблем на протяжении последних лет считается введение санкций против военно-промышленного комплекса (сокращенно – ВПК) РФ.
Нередко на мировом рынке вооружения у стран-экспортеров или третьих сторон возникают опасения возможного агрессивного использования поставляемого вооружения против самой страны-производителя. В виду этого нередко накладывается запрет на продажу определенного вида вооружения вообще либо конкретному государству. В данном случае речь идет о действии неэкономических принципов, основанных на законодательном вмешательстве и политическом воздействии на ту или иную страну.
Одной из важных проблем для России по-прежнему остается недоукомплектованность собственной армии новейшими образцами вооружения и перспективно новыми разработками в научно-технической сфере. Связано это как с количеством ресурсов, выделяемых на разработку, так и со стоимостью оборудования. Все это, в конечном счете, приводит к дисбалансу сил на мировой арене не в лучшую для РФ сторону.
В настоящее время одной из ключевых задач для России выступает укрепление российского присутствия на мировых рынках вооружений. Решение этой задачи позволит не только создать новые рабочие места, но и поможет национальной промышленности в планировании расширение и обновления производства.
В целом же можно утверждать, что Россия довольно легко находит партнеров, даже несмотря на жесткую, а порой и вовсе недобросовестную конкуренцию со стороны, прежде всего, США и их союзников по НАТО. Основными потребителями российской продукции ВПК выступают Индия, Китай, страны Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также платежеспособные страны Африки. Примечательно, что большинство государств интересует не супер современное оружие, которое зачастую слишком сложно в эксплуатации, а то, которое соответствует их противникам. По своим характеристикам российское вооружение довольно хорошо показывает себя в соотношении цена – качество.
Позиции России на мировом рынке вооружений постепенно укрепляются благодаря таким показателям российского оружия, как:
- обширная и обновляемая номенклатура;
- высокое качество и надежность;
- приемлемые цены.
Многие страны желают приобрести российское вооружение исходя из того, что РФ четко выполняет все взятые на себя обязательства в отличие от некоторых стран запада, которые в любой момент могут включить политическое эмбарго. Авторитет России на мировом рынке вооружений довольно высок.
Благодаря экспорту вооружений Российская Федерация не только получает дивиденды, но и завоевывает определенное положение на мировой арене. Поставка оружия той или иной стране способна кардинальным образом изменить баланс сил в регионе. В целом, несмотря на все трудности, присутствие России на мировом рынке вооружений является довольно прибыльным. Эксперты отмечают обоснованность внешнеэкономического курса РФ на экспансию мирового рынка вооружений и расширение круга «нетрадиционных» для России покупателей.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что у Российской Федерации имеются все шансы на то, чтобы в ближайшее время остаться в числе лидеров на мировом рынке вооружений и военной техники. Что же касается долгосрочной перспективы, то здесь все скорее зависит от возможностей оборонно-промышленного комплекса страны и его способности выпускать продукцию военного назначения, основанную на новейших технологических разработках.