Основы неоиндуизма
Неоиндуизм – это одна из разновидностей индуизма, представляющая собой «новый» или «реформированный» индуизм.
В наиболее общем смысле термин «неоиндуизм» в современной Индии используют для обозначение обобщенного названия ряда реформаторских движений внутри индуизма, сформированная с начала XIX века и по сей день.
Неоиндуизм имеет свою особую специфику. Его отличительной чертой считается стремление к включению в свою религиозно-философскую систему элементов других учений, таких, к примеру, как христианство.
В плане философии и теологии неоиндуизм в основе своей опирается на неоведанту. Его характерными особенностями считаются:
- представление о реальности мира и его зависимости от Божественной воли;
- идея абсолютного Божественного духа (личного и безличного);
- определение человека как «вечной души, которая наделена способностью к духовному совершенствованию» и «божественного совершенства».
В целом в неоиндуизме значительное внимание уделяется йоге. Считается, что она не только служит универсальным способом бытия, но и может считаться средством разрешения всех жизненных конфликтов.
Развитие неоиндуизма в Индии и трансформация его роли
Начало развитию неоиндуизма в Индии было положено в XIX веке. Сам процесс развития проходил неоднородно; ученые выделяют в нем три этапа:
Рисунок 1. Периодизация развития неоиндуизма в современной Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассмотрим их более подробно.
Традиционно основателем неоиндуизма принято считать брахмана Рам Мохан Роя, сформировавшего в 1828 году религиозное общество Брахмо-самадж. К числу наиболее известных поздних неоиндуистов можно отнести Дебендранатха Тагора, Даянанда Сарасвати, Кешабчондро и др.
Основной целью неоиндуизма в начальный период его развития стало «очищение» религии от «позднейших наслоений» и достижение уровня развития Индии, соответствующего уровню развития более развитых стран. Изначально представители неоиндуизма выступали с критикой ряда особенностей классического индуизма того времени, в частности таких как:
- «система кастовых перегородок»;
- детские браки;
- недопустимость повторного замужества для вдов;
- самосожжение вдов после смерти супруга;
- общий низкий уровень положения женщины в системе социальных отношений и пр.
Сторонники неоиндуизма выступали против традиционного жречества, идолопоклонства и священных книг индуизма как авторитета и за «широкое народное просвещение».
В рамках первого периода развития неоиндуизма в Индии его сторонники основной акцент делали на Абсолюте, при этом не уделяя особого внимания многочисленным индийским богам, согласно неоиндуизму стоявшим ниже Абсолюта. Во главу угла ставились нравственное развитие и внутренние методы практики, включая молитвы и медитации.
В целом на первом этапе своего развития неоиндуизм не был однородным. В нем имелись определенные внутренние противоречия и несостыковки с традиционным индуизмом. К середине 1880-х гг. все эти противоречия был сведены на нет Рамакрищной, указавшим в своем учении, что разные традиции служат лишь «разными ступенями единого пути к Абсолюту».
На втором этапе своего развития главной целью неоиндуизма стало осмысление роли религии в современном обществе. Большое внимание уделялось вопросам борьбы Индии за независимость и автономию. В отличии от неоиндуистов первого поколения, часто сотрудничавших с английскими властями, представители второй волны смещали акцент в сторону патриотизма и дальнейшего ускорения развития Индии по типу западных стран. В этот период значительно снизилось значение обрядов. Росло взаимодействие с западными слушателями.
Центральной идеей неоиндуизма второго этапа стала идея о его универсальности и возможность включения в него любых учений и религий. Кроме того, неоиндуизм указывал на «духовное главенство Индии» над другими странами мира, критикуя западный мир в целом и христианство, в частности, за их материализм и эгоизм.
В середине ХХ века в Индии началась третья волна неоиндуизма. Его представители начали довольно активно продвигать свои идеи на Западе, особенно в США. Сам неоиндуизм стал преподноситься в качестве общечеловеческой религии и истинного знания, вполне совместимого с другими религиозными течениями, включая христианство и ислам. Он не имел национальных индийских особенностей и все чаще стал восприниматься в качестве метода решения глобальных проблем современности.
Взаимосвязь современной политической и идеологической борьбы в Индии с основами неоиндуизма
Неоиндуизм тесно связан с национальными традициями Индии. Наличие подобной связи как раз-таки и обусловило некоторые формы национально-освободительной борьбы. В качестве примера можно привести борьбу под лозунгом «свараджа» или движение за гражданское неповиновение. Лозунг «свараджа» («своего правления») обрел особую популярность и, по сути, стал одной из основ борьбы за независимость Индии. Лидеры движения воспринимали религию в качестве мощного средства борьбы за достижение политических целей.
Религиозные традиции неоиндуизма сыграли поистине важную роль в современной политической жизни Индии. На протяжении многих лет противоборствующие на политической арене силы, опираясь на неоиндуизм, активно апеллировали к различным сторонам национальной культуры.
В рамках лучших традиций неоиндуизма в Индии велась активная борьба не только за независимость и национальное освобождение, но и за проведение прогрессивных преобразований. Традиции неоиндуизма соотносились не только с культурными нормами страны, но и отождествлялись с понятием «национального духа». Использовалось влияние религиозного течения и в идеологической борьбе политических партий внутри страны. При этом само течение набрало немало сторонников. Аргументы, приводимые сторонниками неоиндуизма, зачастую воспринимались сквозь призму культурно-идеологических основ политической и идеологической борьбы.