Предыстория франко-германских отношений и германский вопрос
Взаимоотношения Франции и Германии во многом являются определяющими в формировании всей европейской истории. Франция и Германия представляют собой две наиболее мощные страны континентальной Европы, лидеры и политики которых, с самого начала их существования грезили проектами объединения всего европейского мира под своей эгидой. И Франция, и Германия представляют собой осколки некогда единой франкской империи Карла Великого, что обусловило с одной стороны их вечное соперничество, а с другой определённую близость культур и политических устремлений.
Процессы объединения Германии во второй половине девятнадцатого века, привели к усилению антагонизма между этими странами, что привело к целой серии военных конфликтов:
- Франко-прусской войне 1870-1871 годов;
- Первой мировой войне;
- Второй мировой войне.
Несмотря на мировой характер развязанных Германией в двадцатом веке конфликтов, одним из центральных противников, победе над которым придавалось решающее значение выступала именно Франция. Поражение Германии в ВМВ поставило ее в незавидное положение – страна оказалась разделена на оккупационные зоны, одна из которых – ГДР, смогла воссоединиться с западной Германией только в 1990 году, кроме того она выплачивала огромные контрибуции в пользу стран победителей, а также ее статус и репутация на внешнеполитической арене оставляли желать лучшего. Многие политики, в том числе французские, неоднократно заявляли о том, что не желают вести какие-либо дела со страной агрессоров, убийц и палачей, что безусловно не способствовало налаживанию международных отношений.
Союзники в германском вопросе придерживались стратегии плотного контроля Германии, с целью недопущения возрождения националистических идей, контроля военного потенциала страны и купирования потенциальной угрозы с ее стороны. При этом Франция более чем какая-либо другая страна стремилась к всемерному ослаблению Германии. Позиция Франции по данному вопросу (например, отторжения от Германии Рейнской области, Рура и Саара) значительно расходилась с мнением других союзников – Англии и США, которые не хотели так сильно ослаблять Германию в пользу Франции.
Вместе с тем, несмотря на начальный антагонизм именно политика примирения в франко-германских отношениях, и дальнейшее развитие сотрудничества, выступили главным локомотивом в строительстве объединенной Европы.
Проект Евроатом
Начало франко-германских отношений было положено с образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), ставшего наиболее ранним прообразом будущего ЕС. Однако если правительство Германии всячески стремилась к интенсификации процессов европейской интеграции, которые позволили бы ей встать на один уровень с другими европейскими странами и повысить свой статус, а также получить доступ на европейские рынки в рамках экономических соглашений, Франция воспринимала данные инициативы с большим скепсисом, особенно в рамках проекта «Общего рынка».
Вместе с тем именно Франция первой из европейских стран обозначила стремление вести самостоятельную политику независимую от позиции США, которые благодаря плану Маршалла приобрели значимые рычаги влияния на европейские страны. В этом стремлении Франция с одной стороны стремилась укрепить свое экономическое положение, авторитет и военную мощь, путем разработки атомного оружия, а с другой стороны нуждалась в сильном партнере, в качестве какового рассматривала Германию.
Германия в свою очередь также была заинтересована в сотрудничестве с Францией, особенно в области атомных разработок, поскольку рассчитывала через усиления взаимодействия с французской стороной, в том числе в военной сфере, заполучить технологии для разработки и создания атомного вооружения.
Для регуляции отношений в данной сфере была создана организация Евроатом, в задачи которой входило как централизованное снабжение европейский стран урановым сырьем, для работы мирного атома, так и контроль за разработками в военной сфере. Вместе с тем, взгляды многих стран, прежде всего Франции и Германии на деятельность Евроатома расходились. Основные претензии Франции заключались в предоставлении свободы военных разработок для всех стран-членов Евроатома, кроме Германии, со стороны Германии поступали претензии на централизованный характер Евроатома как главного поставщика урана. Германия стремилась обеспечить себе свободу закупок атомного сырья по выгодным для нее ценам.
Решение этих, а также иных противоречий заняло практически два года с апреля 1955 по февраль 1957 годов. Франция стремилась не допустить Германию к участию в разработке атомного вооружения, заключив в замен ряд других договоров в области военного сотрудничества. Однако необходимость финансовой и ресурсной поддержки вынудили правительство Ги Молле к заключению новых договоров (Протокол Генералов 1957 года), которые фактически предусматривали допуск германских специалистов к разработке вооружения класса «земля-земля». Однако приход к власти Ш. де Голля в 1958 году кардинально изменил ситуация и привел к разрыву всех основных договоренностей по Евроатому.
Елисейский договор
Шарль де Голль вернувшийся к власти в результате военно-политического кризиса 1958 года, полностью закрыл область атомных военных разработок для Германии, однако постарался расширить сотрудничество в иных сферах. Елисейский договор принято рассматривать как окончательный пункт франко-германского примирения.
Первоначально договор строился на принципах формирования из франко-германского союза нового полюса силы альтернативного как СССР, так и США. В частности, текст договора не предполагал ни упоминание интересов США, а в его части посвященной вопросам обороны и вооружений, полностью игнорировалось участие стран в НАТО.
Однако в Германии разгорелось значительное противостояние относительно ратификации данного договора, Проамерикански настроенные депутаты продавили написание преамбулы, которая практически прямо противоречила основным пунктам договора – партнерство с НАТО и США, одобрения вступления Великобритании в ЕЭС, а также расширение либерализации торговли.