Человеческий капитал и потенциал в Индии
Человеческий капитал – это один из факторов развития современной экономики, определяемый воплощенной в населении страны способностью приносить доход посредством реализации его производительных и предпринимательских способностей.
Человеческий потенциал – это совокупная масса возможностей общества, определяющая могущество страны на мировой арене.
Современная Индия занимает первое место в мире по численности населения. Потенциально она весьма богата одним из важнейших ресурсов современной эпохи – человеческим капиталом. Следует, однако, понимать, что наличие столь большого населения способно приносить экономическую выгоду лишь тогда, когда правительство страны:
- обеспечивает общество качественным образованием,
- поощряет предприимчивость и экспериментирование,
- предоставляет рабочие места большому количеству квалифицированных работников (ученым, инженерам, конструкторам и техникам).
В противном случае многочисленные массы малообразованных граждан будут тянуть экономику страны вниз.
Стремительные темпы роста населения Индии способны затормозить подъем благосостояния страны, если ее материальные ресурсы будут истощаться, а народные таланты не получат своего развития. Неспособность Индии обеспечить молодежь образованием и рабочими местами может привести к возникновению значительных социальных проблем.
Итак, Индия имеет довольно большую армию трудоспособного населения. По некоторым оценкам численность экономически активного населения страны превышает 800 миллионов человек при общей численности граждан более 1,2 миллиардов. Однако распределяется оно крайне неравномерно – порядка 70 % его сосредотачивается в традиционных сферах экономики, что позволяет говорить о преобладании в Индии докапиталистических форм занятости. В целом население Индии достаточно молодое, многие говорят на английском языке.
Численность населения страны последние десятилетия стремительно растет (рисунок 1). Вместе с этим растет и развивается индийская экономика. Однако при огромном населении в Индии довольно остро стоит вопрос неграмотности, причем на различных уровнях, что не может не ограничивать потенциал развития человеческого капитала страны.
Рисунок 1. Динамика роста населения Индии, в т. ч. прогноз. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня стремительно растущая экономика Индии испытывает потребности в квалифицированных кадрах. ВУЗы страны выпускают намного меньше инженеров, чем, например, американские, хотя население Индии в 4 раза превышает население США. При этом лишь четверть инженеров, выпускаемых в Индии, могут считаться квалифицированными по мировым меркам. Многие учатся за рубежом.
На протяжении долгого времени Индия довольно успешно пользовалась преимущественно дешевой, но при этом далеко не всегда достаточно квалифицированной рабочей силы. Принимая действующую в настоящее время «декаду инноваций», провозглашенную индийским правительством, одного лишь количества трудовых ресурсов недостаточно – во внимание все чаще принимается их качество. Таким образом, проблема развития человеческого потенциала, как одного из необходимых условий развития индийской экономики, довольно остро стоит перед правительством страны.
Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала в индийской экономике
Индийское правительство осознает образовательную проблему Индии и прикладывает усилия к ее решению. Так, например, в последние годы в стране были реализованы такие программы, как:
- «Национальная миссия грамотности»;
- Программа непрерывного обучения;
- Национальная программа поддержки начального образования в школах и пр.
Если говорить о качестве индийского образования, то страна обладает одной из крупнейших сетей высшего образования в мире. Общее число учащихся и студентов составляет порядка четверти миллиона. Три из пяти лучших технологических институтов Азии расположены в Индии. В то же время страна лидирует по числу студентов, получающих образование за рубежом. В целях повышения качества образования правительство Индии реализует различного рода институциональные реформы и содействует наращиванию финансовых средств университетов. В то же время недостаточно внимания уделяется развитию начального образования в государственных школах.
Развитию человеческого потенциала Индии мешает не только низкий уровень начального образования в государственных школах, но и общий отток (эмиграция) высококвалифицированного персонала из Индии на Запад, иначе называемый «утечкой мозгов». Состояние фундаментальной науки в Индии также оставляет желать лучшего.
Большая доля молодого населения дает Индии огромные ресурсы для роста, но в то же время служит огромной проблемой. Ресурс дешевой индийской рабочей силы уже исчерпан, уровень оплаты труда стремительно растет, а основное конкурентное преимущество, соответственно, исчезает. Дабы обеспечить конкурентоспособность индийских предприятий и национальной экономики в целом, требуется наращивать качество человеческого капитала. Не инвестируя в него, Индийская экономика не сможет поддерживать высокие темпы роста, в значительной степени обеспечиваемые высокотехнологичными отраслями. Для формирования инновационного продукта нужны не просто образованные кадры – они должны быть высококвалифицированными, опытными и предприимчивым. В Виду этого основными направлениями развития человеческого потенциала в экономике Индии должны стать:
- построение качественной системы образования;
- обеспечение высокого уровня подготовки кадров, включая создание необходимого количества мест в учебных заведениях всех уровней;
- решение проблемы «утечки мозгов»;
- удержание молодых ученых в науке.
Таким образом, особого внимания заслуживает повышение престижности и востребованности научной деятельности во всех ее проявлениях, не забывая при этом о необходимости материальной поддержки.