Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Расширение ЕС на восток: границы расширения, интересы России

Экономические последствия расширения ЕС на восток

Замечание 1

Европейский союз изначально включал в себя только шесть стран (1957 год): Бельгия, ФРГ, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция. Однако на данный момент в него входят уже 28 государств.

Расширение ЕС происходило поэтапно, в шесть волн:

  • Дания, Великобритания и Ирландия вступили в ЕС в 1973 году;
  • Греция в 1981 году;
  • Испания и Португалия в 1986 году;
  • Австрия, Швеция, Финляндия – в 1995 году;
  • Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Чехия, Эстония и Словения – в 2004 году;
  • Болгария и Румыния – в 2007;
  • Хорватия – в 2013.

До 2000-х годов ЕС демонстрировал хорошие экономические и политические показатели, поэтому в возможностях этого международного института никто не сомневался. Расширение в 2004 и 2007 годах было самым масштабным, что вызвало неожиданные последствия политического и экономического свойства.

Страны Восточной Европы, входя в ЕС, ожидали получить значительную финансовую помощь в ответ на политические уступки. Благодаря такому расширению на восток ЕС превращался в крупнейший экономический и политический центр силы, подойдя вплотную к границе России и других постсоветских государств.

ЕС действительно старается следить за соблюдением демократический принципов в странах-участниках. Страны восточной Европы получили возможность влиять на принимаемые в ЕС решения, хотя о силе этого влияния можно спорить. Также была получена данными странами экономическая помощь, они участвовали в разных программах. Граждане из этих стран получили возможность выезжать на заработки в Западную Европу, часть западноевропейских кампаний перенесли свои производства в Восточную Европу. В целом выросли доходы граждан. Так, в Польше до вступления в ЕС они составляли 51% от среднего по Европе, в 2019 – 70%.

Однако еще большую выгоду получили более развитые страны ЕС. В лице граждан из стран Восточной Европы они приобрели дешевую рабочую силу, рынки сбыта своих товаров, любые значимые экономические и политические решения должны согласовываться с Брюсселем, где по-старому преобладает изначальная шестерка стран и лидеры Европы. Однако за прошедшие годы никто из стран-новичков не смог догнать «старичков». Наиболее высокие экономические показатели у Чехии и Словении, чей ВВП по паритету покупательной способности сопоставим с Испанией, но до Австрии и Германии им далеко. Успехи Чехии и Словении объясняются тем, что они занимают промежуточное положение между Западной Европой и странами бывшего соцлагеря. Они сохранили значительный промышленный потенциал. Они сами привлекательны для других менее развитых стран, поэтому многие украинцы и поляки едут работать в Чехию. Но при этом, Чехия и Словакия не могут сильно поддерживать своих производителей сельскохозяйственных продуктов, значительная часть промышленности и банковский сектор находится под управлением австрийских, немецких компаний и банков. В них размещаются различные производства, но не высокоточные, поскольку страны Западной Европы не желают создавать себе конкурентов в их лице.

«Расширение ЕС на восток: границы расширения, интересы России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На основе показателей ВВП, среди стран, которые вступили в ЕС в 2000-е, лидируют Эстония, Литва, Словакия, затем идет Польша, Венгрия, Латвия, замыкают Румыния и Хорватия. Самой бедной страной является Болгария.

При этом на эти страны уходит более 80% всех дотаций ЕС, тем самым они становятся значительной обузой для союза. Кроме того, внутри ЕС имеются политические несогласия. Во время миграционного кризиса Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Румыния и Словения выступили против приема беженцев из Африки и Ближнего Востока, хотя были обязаны. Это вызвало недовольство лидеров ЕС и теперь им предстоит судебное разбирательство.

Замечание 2

На настоящий момент на вступление в ЕС претендуют Сербия, Черногория и Турция. В 2015 году от статуса кандидата в члены ЕС отказалась Исландия.

Восточное партнерство

ЕС в рамках своего движения на Восток разработал программу под названием «Восточное партнерство». Учредительная встреча прошла в мае 2009 года. Данный проект имеет целью расширить интеграционные связи ЕС со странами, ранее входившими в состав СССР: Арменией, Азербайджаном, Грузией, Белоруссией, Молдавией и Украиной. Россию не пригласили к участию в программе. Эти страны рассматриваются как «новые соседи».

Сотрудничество с ЕС ведется по следующим направлениям:

  • совершенствование демократии и системы управления;
  • экономическая интеграция в сторону ЕС, создание зон свободной торговли;
  • либерализация визового режима, борьба с незаконной миграцией;
  • энергетическая безопасность.

За прошедшее время торговля стран Восточного Партнерства и ЕС удвоилась, и эти страны в совокупности стали десятым крупнейшим торговым партнером ЕС, произошло увеличение количества предприятий, экспортирующих свои товары в ЕС в Грузии на 46%, на Украине на 24%, в Молдавии – на 48%. Увеличилось количество европейских инвестиций в экономику стран Восточного партнерства.

Интересы России и ЕС

Расширение ЕС на Восток не только способствует выводу данных стран из сферы влияния России, но и ставит проблему ее идентичности в современном мире. ЕС является для России одним из основных торговых партнеров, поэтому налаживание продуктивных отношений с Европейским Союзом должно стать одной из основных задач российской внешней политики. Этому могло бы способствовать вхождение в ЕС стран Восточной Европы, однако Прибалтика, а также Польша, комплексующие по поводу своего советского прошлого, не только не помогают в этом, а напротив, всячески препятствуют. Но ЕС, принимая свои решения, смотри в том числе на них. В своих официальных заявлениях Россия всегда подчеркивала, что не рассматривает расширение ЕС как угрозу, а само расширение есть развитие интеграционных процессов и отражение реальности.

Восточное партнерство, тем не менее, при его создании было воспринято как непосредственная угроза российским интересам. В частности, об этом в одной из своих статей писал Сергей Лавров. Программа развития Восточного партнерства, принятая в 2020 году, подразумевает углубление сотрудничества между странами ЕС и постсоветскими странами, но при этом не учитывает интересы России и не предлагает совместных проектов. Таким образом, эти страны ставятся в ситуацию выбора между ЕС и Россией. В конечном итоге, победит политика.

Дата написания статьи: 19.06.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot