Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рациональное обоснование деятельности международных институтов

Определение 1

Международные институты – это системы, выработанных в международном сообществе правил, норм, а также механизмы их обеспечения и соблюдения

История формирования международных институтов

Международные институты имеют древнюю историю. Первые из них возникли в то время, когда в человеческих сообществах стала формироваться вертикаль власти. Столкновение различных племен, народов, протекало в военной, экономической, культурной области и не всегда заканчивалось вооруженным конфликтом, уже в древние времена люди вступали в переговоры, во избежание насильственных действия, для установления сотрудничества и добрососедства.

В качестве своего источника международные институты имеют пересечение общественных интересов, и по мере развития общества, государства, формирования национального самосознания, и как следствия расширения сферы общественных интересов, развивались и сами международные институты.

Длительное время международные институты формировались волей автократических лидеров – вождей, монархов, военачальников, которые реализовывали в них собственные интересы, затрагивающие общества и государства, например, заключались торговые договора, определялись итоги войны и т.д. Свою систему международных институтов имеют религиозные организации, устраивающие соборы представителей различных государств, а в последнее время и межконфессиональные встречи.

В качестве примеров подобного рода международных организаций можно отметить Священный союз России, Пруссии и Австрии и аналогичные образования. Складывание капитализма, научно-техническая революция, становление демократических обществ, в свою очередь усилило интерес и потребность в международном сотрудничестве, что привело к появлению еще в девятнадцатом веке таких международных организаций как:

  • Контрольный комитет конференции против рабства;
  • Международная ассоциация права;
  • Международный комитет Красного Креста;
  • Межпарламентский союз и т. д.
«Рациональное обоснование деятельности международных институтов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существенное влияние на развитие международных институтов оказала Первая мировая война. По ее окончанию ведущие европейские страны осознали, что достижение мира, стабильности и процветания, не может быть осуществлено силами отдельной страны или блока стран, требуется весомый международный авторитет, который мог бы не только осуждать вооруженную агрессию, но и выступать в роли третейского судьи между странами, предлагать мирные пути решения межгосударственных конфликтов.

В качестве такого авторитета была создана Лига Наций. Однако Лига была крайне ограничена как по собственным полномочиям, так и по составу, она не включала в себя крупные страны того периода – США, СССР, Германию. Первоначально в Лиге и других международных организациях решения принимались на основе консенсуса, т.е. единогласного одобрения решения, с допущением незначительного числа воздержавшихся. Однако такой механизм показал свою неэффективность, особенно в деле поддержания мира и предупреждения конфликтов.

На смену Лиги Нация по итогам ВМВ пришла ООН и связанные с ней международные организации, использующие принцип большинства голосов. В современном обществе, в условиях глобализированного и многополярного мира, международные организации являются жизненно-необходимыми институтами, без которых развитие и взаимные отношения стран уже не могут выстраиваться.

Виды международных институтов

Международные институты включают в себя все виды международных взаимоотношений, такие как конференции, режимы, организации. Однако именно организации как наиболее весомые и определяющие условия международной деятельности, в настоящее время имеют наибольший вес и ассоциируются с понятием институтов.

Можно выделить несколько видов международных организаций в зависимости от их состава и функций:

  • Организации широкой компетенции, затрагивающие большинство сфер жизни общества (ООН);
  • Организации специализированной компетенции, затрагивающие определенных аспект общественных отношений (МВФ, ВТО, ВОЗ, ЮНЕСКО и т.д.);
  • Открытые между народные организации, вход в которые регламентирован определенными в уставе условиями (ООН, ВОЗ);
  • Закрытые международные организации, вход в которые возможен лишь с решения их стран-учредителей (НАТО, ЕС);
  • Универсальные организации, предполагающие потенциальное членство всех без исключения стран (ООН);
  • Региональные организации объединяющие страны определенного региона (СНГ, Лига арабских государств).
Замечание 1

Международные институты организуются государствами для решения совместных политических, экономических, культурных, стратегических целей, что и определяет их структуру, зону функциональной компетентности, а также степень возможного вмешательства в суверенные вопросы государств – от консультирующей до контролирующей роли.

Принятие решений и проблема равенства в международных институтах

Для современных международных институтов характерно закрепление принципа равноправия его членов, что выражается и в способе принятия решений, через голосование, при котором для принятия решения требуется большинство голосов, либо простое, либо в 2/3 при обсуждении наиболее важных вопросов.

Вместе с этим встает серьезная проблема противоречия между декларируемым равенством и фактическим неравноправием при принятии решений в самых разных организациях.

Так, например, в ООН каждая страна имеет 1 голос для голосования в Генеральной Ассамблее или Совете Безопасности. Однако решения Ген. Ассамблеи имеют лишь консультативный характер, а СБ принимающий фактические решения, во-первых, крайне ограничен в составе, он включает лишь 15 участников, из которых 5 постоянных, а во-вторых, постоянные участники обладают правом «вето», что ставит их в привилегированное положение. Наконец, в состав СБ входят преимущественно европейские и американские державы, в то время как государства арабского мира, Африки в нем не представлены.

Аналогичным образом в МВФ «вес» голоса страны-участника определяется долей ее взносов в фонд. Формально страна сама определяет какую сумму она будет вносить в фонд и таким образом вес своего решения. Фактически 99% веса голосов разделены между пятью основными странами, в то время как более 40 оставшихся участников обладают в совокупностью лишь 1% голосов, что делает их участие в принятии решений более чем номинальным.

Дата написания статьи: 28.04.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot