Комиссия международного права
Комиссия международного права ООН – это орган Генеральной Ассамблеи, в котором работают 34 юриста, специализирующихся на международном праве.
Данный орган является признанным во всем мире в части оптимизации действующей международной правовой системы. Члены Комиссии не подотчетны правительствам своих стран, срок их работы составляет пять лет. Члены комиссии назначаются в результате выборов. К целям их работы относят исследование действующего международного права и частного права, кодификацию действующих международных правил и норма, а также содействие прогрессивному развитию этой области права. Сюда же относят.
1947 год является годом создания Комиссии. Выборы ее членов состоялись в следующем 1948 году.
Выработка сводных документов, которые ложатся в основу конвенций, договоров, соглашений международного уровня, – это кодификация. То есть Комиссия не создает новые законы, а систематизирует уже имеющиеся.
Формулирование новых норм способствует развитию международного права. Комиссия учитывает текущие мировые изменении и политические требования государств, которые являются участницами Организации Объединенных Наций. Большая часть документов, созданных Комиссией, представляет собой совокупность прогрессивного развития и кодификации.
Члены Комиссии проводят ежегодные сессии, состоящие из двух частей, каждая из которых длится по пять-шесть недель. Заранее согласовывается список тем, по каждой из них выступает соответствующий докладчик. Задача заключается в совместной разработке «проекта статей». Если страны не готовы к подписанию Конвенций, то Комиссия может выработать более мягкие формы соглашений, например, декларации, доклады и иное.
Таким образом, Комиссия международного права представляет собой один из органов ООН, сосредоточенный на доработке и систематизации уже созданных законодательных актов.
Оговорки в международном праве
Оговорки в международном праве – это заявление, которое делается одной из сторон в процессе подписания договоров и соглашений. Они появляются тогда, когда страна желает изменить или исключить определенное юридическое действие из документа по отношению к данному государству.
Регулирование оговорок происходит в соответствии с Венской конвенцией 1969 года. Она координирует международно-правовые нормы. Так же важным документом является Конвенция о правопреемстве государств от 1978 год.
Комиссия международного права в 2011 году выпустила руководство, которое определило шаги по работе с оговорками. Право на дополнение международных договоров оговорками закреплено в соответствующих статьях Венских конвенций за 1969 и 1986 годы. Должны быть соблюдены следующие требования к оговоркам:
- они делаются в письменной форме,
- они доводятся до сведения всех договаривающихся сторон,
- доведением данных может заниматься депозитарий договора, в качестве него может выступать международная организация или государство.
Одностороннее заявление о толковании – это не одно и то же, что и оговорки. Толкование может проходить относительно всего документа или отдельных высказываний общего характера. Государство, которое занимается этим, не преследует цели исключения чего-либо из документа. В некоторых случаях под оговорками понимаются часто встречающиеся статьи.
Если страна хочет внести оговорку, она должна убедиться, что данная оговорка не запрещается договором напрямую, не входит в число уже разрешенных оговорок и не противоречит целям и объектам документа.
Работа Комиссии международного права над оговорками
Срок принятия оговорки ограничен сроком ратификации, то есть тем моментом, когда страна возьмет на себя обязательства по его выполнению. Оговорки в обязательном порядке подтверждаются, чтобы на них можно было ссылаться после подписания документа. Не требует принятия другими сторонами простая оговорка. Однако, если соглашение заключается между небольшим количеством субъектов, то и в этом случае может потребоваться согласование оговорок. Возражения должны поступить в срок не более 12 месяцев, если этого не происходит, то оговорка принимается.
Значение международного права в процессе глобализации возрастает. Сейчас происходит расширение и углубление международного сотрудничества. Расширение взаимодействия требует более прозрачного и точного соблюдения всех норм. Оговорки международных соглашениях вносят определенный сумбур в действие документов, поэтому они становятся предметом исследования различных уполномоченных инстанций, в том числе, Комиссии международного права.
Интересы сторон при заключении договоров редко совпадают, поэтому уточнение и согласование оговорок является одним из средств достижения консенсуса. Раздел второй Венской конвенции уточняет условия формулирования оговорок, их принятие, юридические последствия, снятие оговорок и возражений против них, различные процедурные моменты.
Институт оговорок позволяет облегчить взаимоотношения между странами и способствует их сближению. Вопрос об оговорках, несмотря на работу Комиссии международного права, остается до сих пор не до конца разрешенным. В нем сохраняются противоречия и сложности. Положения конвенции говорят о том, что государства имеют право пользоваться этим инструментом и применять его достаточно гибко.
Комиссия международного права уточнила Венскую конвенцию. Было утверждено, что оговорки могут делаться только тогда, когда это допустимо соответствующей статьей конвенции. Любая сторона сохраняет за собой право в любой момент заявить о желание не применять некоторых положений Конвенции. Но это становится возможным, если подобного рода оговорки предусмотрены документами. Каждая оговорка направляется депозитарию. Они принимаются к учету с момента вступления в силу подписываемого документа.
Таким образом, оговорки представляют собой право государства защитить свои интересы, если это не противоречит общим договоренностям на международном уровне. Комиссия международного права занимается тем, что регламентирует и упрощает порядок использования оговорок в рамках действующих нормативно-правовых актов.