ООН – это международная организация, объединяющая 193 государства, деятельность которой направлена на сохранение мира, предотвращение военных конфликтов, решение глобальных проблем человечества.
ООН ее функции и значение
Организация Объединенных Наций учреждается в 1945 году по итогам завершения Второй Мировой войны, как международная организация преследующая миротворческие цели и сменяющая на данном посту Лигу Наций, оказавшуюся неспособной предотвратить развитие ВМВ.
Инициаторами ее создания выступают лидеры трех «великих стран» - США, СССР, Великобритании, которые в свою очередь вносят наибольший вклад в разработку устава ООН и оставляют за собой, а также ее двумя другими основателями – Францией и Китаем, право на постоянное членство в Совете Безопасности ООН, органе обладающем наибольшей властью в структуре, а также на право вето.
Перед ООН изначально ставились цели не только в рамках обеспечения мира, но также содействия социально-экономическому развитию стран, становлению государственности и демократии в бывших европейских колониях, развития общих интеграционных процессов.
Структура ООН, изначально включавшая в себя всего 6 органов (Генеральную Ассамблею; Совет Безопасности; Экономический и Социальный Совет; Секретариат; Международный Суд; Совет по опеке), со временем значительно расширилась. На базе ООН были сформированы многие международные институты такие как Мировой Валютный Фонд, Всемирное Торговое общество, Всемирная организация здравоохранения и т.д.
Деятельность ООН на протяжении более чем 70-ти лет была плодотворной и имела множество успехов, связанных не только с мирным урегулированием международных конфликтов, но также гуманитарной, культурной, экономической деятельностью, помощью развивающимся странам, борьбой за улучшение экологической обстановки в мире и т.д.
Вместе с тем условия в которых осуществляется деятельность ООН сильно изменились. ООН учреждалась в биполярном мире, в котором два центра силы – блоки капиталистических (НАТО) и социалистических (ОВД) уравновешивали друг друга достигая определенного баланса, и следя за соблюдением международных норм и соглашений. После распада социалистического лагеря и самой СССР мир на некоторое время становится монополярным, однако данный период непродолжителен. Сейчас в 21 веке ООН функционирует в условиях многополярного и глобализированного мирового сообщества, в котором правом на определение политики и представлений о «безопасности» обладает не узкий клуб «великих держав», но все мировое сообщество в целом.
Критика ООН
Требования реформирования ООН, пересмотра многих, в том числе коренных его оснований, например, соотношения власти Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, звучат уже достаточно давно, начиная с 1992 года. Сторонники реформирования указывают на целый перечень недостатков существующей системы:
- нарушение принципа равноправия и суверенности участников ООН, делениях их на «большие» и «малые» страны;
- использование ООН двойных стандартов, неопределенность понятий «нация» и «государство», широкая трактовка представлений об «угрозе национальной безопасности»;
- неразвитость военного потенциала ООН, нарушение ее принципов военно-политическими блоками, такими как НАТО;
- внутренние структурно-организационные проблемы ООН.
Формально все страны ООН обладают равными правами при принятии общемировых решений в Генеральной Ассамблее, у каждой страны есть 1 представитель и голос, что порождает «диктатуру малых стран», как правило африканских и арабских, при определении результатов голосования. С другой стороны, данных странам закрыт путь в наиболее властный орган ООН – Совет Безопасности, боле того право вето жестко закреплено за рядом его участников, которые оказываются «ровнее» остальных и не стесняются использовать это в своих интересах, навязывая малым странам свои условия, в том числе путем силового давления.
В различных конфликтах ООН встает то на позицию национального самоопределения (Косово), то на позицию приоритета целостности государства (Нагорный Карабах), что создает почву для раскачки региональных конфликтов. Более того широкие трактовки различных понятий ООН создают почву для опережающих военных действия со стороны стран участников (Турецкая оккупация севера Кипра), которые одобряются или осуждаются уже постфактум. Подобная практика создает возможность силового давления и решения межгосударственных конфликтов, аргументированных вопросами «безопасности» («поиски» ядерного оружия в Ираке, Иране и т.д.), для противодействия которым ООН и была создана.
Наконец структура ООН имеет множество дублирующих органов и подструктур, также ООН неоднократно уличали в нерациональном использовании получаемого финансирования, при этом структура ООН настолько раздута и запутанна, что полноценный ее аудит попросту невозможен.
Основные предложения по реформированию
Различные предложения по реформированию ООН выдвигаются с 1992 года. За прошедшее время было сделано множество как попыток, так и реальных шагов (например, учреждение Нового совета по правам человека и т.д.) однако коренные проблемы остаются неизменными. Главные предложения по реформированию звучат следующим образом:
- увеличение состава СБ, а также срока действия его переменных представителей;
- ограничение права вето в случаях преступлений против человечества;
- увеличение финансирования ООН;
- реформирования Совета по опеке в актуальный рабочий орган;
- введение более эффективной системы отчетности и менеджмента, оптимизация структуры и персонала ООН.
В тоже время звучат и более кардинальные предложения по реформе ООН. Согласно мнению ряда исследователей правовая база ООН уже слишком узка, для тех реальных функций которые возложены и должны выполняться организацией. Требуется пересмотр приоритетов власти в сторону Генеральной Ассамблеи, отмена права вето и постоянного членства в СБ, признания приоритета национального самоопределения над государственной целостностью, распространения запретов на вооружения массового поражения на сами «великие» страны и многие другие.