Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы и перспективы взаимоотношений России и АСЕАН

Создание и история АСЕАН

Замечание 1

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) возникла в 1967 году после подписания Бангкокской декларации, а свое договорное оформление получила лишь в 1976 году после подписания пятью странами-основателями (Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом) Договора о дружбе и сотрудничестве, и Декларации согласия АСЕАН.

Сам блок можно отнести к движению неприсоединения. В качестве причин интеграции можно назвать стремление стран с одной стороны предотвратить распространение коммунистической идеологии на своей территории, а с другой недоверие по отношению к ведущим капиталистическим странам, в особенности после фактического поражения США в войне во Вьетнаме и установлении там коммунистического режима.

Помимо движения за мир и стабильность в регионе, АСЕАН ставит перед собой цели экономического, социального, культурного развития стран-членов, а также сотрудничества с другими странами и международными организациями, разделяющими их позицию.

В институциональную структуру АСЕАН входят:

  • Саммит лидеров АСЕАН, как высший орган объединения, проходящий два раза в год;
  • Совещания министров иностранных дел, направленные на координацию деятельности решение организационных вопросов;
  • Ежегодные совещания отраслевых министров;
  • Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны-председателя, решающий текущие вопросы;
  • Секретариат.

За более чем пол века своего существования АСЕАН вдвое увеличилась в размерах, в настоящее время в нее входят 10 стран членов:

  • Индонезия,
  • Малайзия,
  • Филиппины,
  • Таиланд,
  • Сингапур,
  • Вьетнам,
  • Мьянма,
  • Бруней,
  • Камбоджа,
  • Лаос.

Статус наблюдателя предоставлен двум странам – Восточному Тимору и Папуа-Новой Гвинее. Стоит отметить, что Восточный Тимор остается единственной страной Юго-Восточной Азии не являющейся членом АСЕАН. Развитие и расширение АСЕАН способствовало усилению интеграционных процессов, в рамках объединения существует зона свободной торговли, соглашение об общем преференциальном тарифе. Кроме того, действует режим АСЕАН+3 в который входят также Китай, Япония и Южная Корея, как крупнейшие игроки региона.

«Проблемы и перспективы взаимоотношений России и АСЕАН» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Также АСЕАН развивает отношения с такими странами как Новая Зеландия и Австралия, ЕС, Индия, Канада, США. Договор о полномасштабном партнерстве России и АСЕАН был заключен лишь в 1996 году, в следствии чего РФ обладает куда меньшим опытом и стажем взаимодействия с данной организацией по сравнению со своими конкурентами. Тем не менее отношения России и АСЕАН являются динамично-развивающимися и перспективными.

История взаимоотношений РФ и АСЕАН

Интерес к сотрудничеству по линии Россия – АСЕАН обусловлен целым рядом причин, среди которых есть и экономические, и географические (РФ также является страной Азиатско-Тихоокеанского региона), и политические (стремление стран АСЕАН ограничить влияние США в АТР через расширение сотрудничества с Китаем, Россией, Индией).

Вместе с тем существуют и объективные трудности, стоящие на пути данных взаимоотношений. К ним можно отнести как географическую удаленность АСЕАН и неразвитость связующих с Россией коммуникаций, и сильные позиции конкурентов, и недостаточную компетентность и осведомленность российского бизнеса, относительно стран ЮВА.

Тем не менее за прошедшие два десятилетия с момента начала сотрудничества были совершены уверенные шаги по его укреплению и достигнут значительный рост. Так в начале 2000-х годов Россия подписала Декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности с АСЕАН и развивала сотрудничество в данной сфере, в том числе в области нераспространения ядерного оружия.

В 2005 году состоялся первый саммит Россия-АСЕАН в ходе которого было подписано большое число контрактов между сторонами, в том числе строительство железных дорог в Индонезии, ГЭС и АЭС на территории Лаоса, Таиланда, Вьетнама. Также на саммите была принята Комплексная десятилетняя программа по развитию взаимовыгодных связей.

Следующий саммит состоялся в 2010 году во Вьетнаме. Между Россией и АСЕАН не существует крупных противоречий, а развитие отношений можно назвать уверенным и планомерным, хотя и недостаточно быстрым. Этому способствует как слабость торговой сферы РФ, так и высокий уровень конкуренции с такими мировыми лидерами как Китай, США.

Современные перспективы сотрудничества

В настоящее время в силу как исторических, так и естественно-географических причин страны АСЕАН (за исключением Вьетнама) не являются приоритетными целями российской внешней политики, тем не менее, развитие двусторонних отношений в различных сферах – от экономики и экологии, до безопасности, является выгодным для всех их участников.

За прошедшие годы сформировались основные направления экономического сотрудничества в которых Россия имеет возможность успешно конкурировать с другими странами в АСЕАН. К ним относятся:

  • экспорт энергоресурсов;
  • сотрудничество в атомной отрасли;
  • сотрудничество по линии ВПК;
  • инфраструктурное строительство;
  • «зеленая экономика»;
  • информационные технологии.

Экспорт энергоресурсов являются традиционной сильной нишей РФ, наряду с атомной отраслью и военным сотрудничеством. Большой опыт и наработки отечественных атомщиков, в сочетании с высокой надежностью создаваемых систем и более выгодными предложениями на фоне американских и европейских конкурентов, делают Россию одним из лидеров данной отрасли. Сотрудничество по линии ВПК является традиционным между РФ и АСЕАН, прежде всего с такими странами как Вьетнам, Малайзия, Индонезия.

Россия обладает привлекательными предложения по развитию инфраструктуры региона, которая традиционно является его слабым местом. К ним можно отнести строительство автомобильных и железных дорог, глубоководных портов, проекты транспортных и пассажирских вертолетов.

Важными для АСЕАН являются проблемы экологии и потребления экологичной продукции. На данном направлении РФ с одной стороны может предложить удобрения без использования кадмия, а также установки по опреснению воды, актуальные для островных государств ЮВА и плавучие АЭС для обеспечения их работы.

В области информационных технологий осуществляется сотрудничество по линии создания «умных городов», технологий «электронного правительства», а также инструментов финансовой безопасности, таких как независимые платежные системы.

Дата написания статьи: 25.10.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot