Создание и история АСЕАН
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) возникла в 1967 году после подписания Бангкокской декларации, а свое договорное оформление получила лишь в 1976 году после подписания пятью странами-основателями (Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом) Договора о дружбе и сотрудничестве, и Декларации согласия АСЕАН.
Сам блок можно отнести к движению неприсоединения. В качестве причин интеграции можно назвать стремление стран с одной стороны предотвратить распространение коммунистической идеологии на своей территории, а с другой недоверие по отношению к ведущим капиталистическим странам, в особенности после фактического поражения США в войне во Вьетнаме и установлении там коммунистического режима.
Помимо движения за мир и стабильность в регионе, АСЕАН ставит перед собой цели экономического, социального, культурного развития стран-членов, а также сотрудничества с другими странами и международными организациями, разделяющими их позицию.
В институциональную структуру АСЕАН входят:
- Саммит лидеров АСЕАН, как высший орган объединения, проходящий два раза в год;
- Совещания министров иностранных дел, направленные на координацию деятельности решение организационных вопросов;
- Ежегодные совещания отраслевых министров;
- Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны-председателя, решающий текущие вопросы;
- Секретариат.
За более чем пол века своего существования АСЕАН вдвое увеличилась в размерах, в настоящее время в нее входят 10 стран членов:
- Индонезия,
- Малайзия,
- Филиппины,
- Таиланд,
- Сингапур,
- Вьетнам,
- Мьянма,
- Бруней,
- Камбоджа,
- Лаос.
Статус наблюдателя предоставлен двум странам – Восточному Тимору и Папуа-Новой Гвинее. Стоит отметить, что Восточный Тимор остается единственной страной Юго-Восточной Азии не являющейся членом АСЕАН. Развитие и расширение АСЕАН способствовало усилению интеграционных процессов, в рамках объединения существует зона свободной торговли, соглашение об общем преференциальном тарифе. Кроме того, действует режим АСЕАН+3 в который входят также Китай, Япония и Южная Корея, как крупнейшие игроки региона.
Также АСЕАН развивает отношения с такими странами как Новая Зеландия и Австралия, ЕС, Индия, Канада, США. Договор о полномасштабном партнерстве России и АСЕАН был заключен лишь в 1996 году, в следствии чего РФ обладает куда меньшим опытом и стажем взаимодействия с данной организацией по сравнению со своими конкурентами. Тем не менее отношения России и АСЕАН являются динамично-развивающимися и перспективными.
История взаимоотношений РФ и АСЕАН
Интерес к сотрудничеству по линии Россия – АСЕАН обусловлен целым рядом причин, среди которых есть и экономические, и географические (РФ также является страной Азиатско-Тихоокеанского региона), и политические (стремление стран АСЕАН ограничить влияние США в АТР через расширение сотрудничества с Китаем, Россией, Индией).
Вместе с тем существуют и объективные трудности, стоящие на пути данных взаимоотношений. К ним можно отнести как географическую удаленность АСЕАН и неразвитость связующих с Россией коммуникаций, и сильные позиции конкурентов, и недостаточную компетентность и осведомленность российского бизнеса, относительно стран ЮВА.
Тем не менее за прошедшие два десятилетия с момента начала сотрудничества были совершены уверенные шаги по его укреплению и достигнут значительный рост. Так в начале 2000-х годов Россия подписала Декларацию о партнерстве в деле мира и безопасности с АСЕАН и развивала сотрудничество в данной сфере, в том числе в области нераспространения ядерного оружия.
В 2005 году состоялся первый саммит Россия-АСЕАН в ходе которого было подписано большое число контрактов между сторонами, в том числе строительство железных дорог в Индонезии, ГЭС и АЭС на территории Лаоса, Таиланда, Вьетнама. Также на саммите была принята Комплексная десятилетняя программа по развитию взаимовыгодных связей.
Следующий саммит состоялся в 2010 году во Вьетнаме. Между Россией и АСЕАН не существует крупных противоречий, а развитие отношений можно назвать уверенным и планомерным, хотя и недостаточно быстрым. Этому способствует как слабость торговой сферы РФ, так и высокий уровень конкуренции с такими мировыми лидерами как Китай, США.
Современные перспективы сотрудничества
В настоящее время в силу как исторических, так и естественно-географических причин страны АСЕАН (за исключением Вьетнама) не являются приоритетными целями российской внешней политики, тем не менее, развитие двусторонних отношений в различных сферах – от экономики и экологии, до безопасности, является выгодным для всех их участников.
За прошедшие годы сформировались основные направления экономического сотрудничества в которых Россия имеет возможность успешно конкурировать с другими странами в АСЕАН. К ним относятся:
- экспорт энергоресурсов;
- сотрудничество в атомной отрасли;
- сотрудничество по линии ВПК;
- инфраструктурное строительство;
- «зеленая экономика»;
- информационные технологии.
Экспорт энергоресурсов являются традиционной сильной нишей РФ, наряду с атомной отраслью и военным сотрудничеством. Большой опыт и наработки отечественных атомщиков, в сочетании с высокой надежностью создаваемых систем и более выгодными предложениями на фоне американских и европейских конкурентов, делают Россию одним из лидеров данной отрасли. Сотрудничество по линии ВПК является традиционным между РФ и АСЕАН, прежде всего с такими странами как Вьетнам, Малайзия, Индонезия.
Россия обладает привлекательными предложения по развитию инфраструктуры региона, которая традиционно является его слабым местом. К ним можно отнести строительство автомобильных и железных дорог, глубоководных портов, проекты транспортных и пассажирских вертолетов.
Важными для АСЕАН являются проблемы экологии и потребления экологичной продукции. На данном направлении РФ с одной стороны может предложить удобрения без использования кадмия, а также установки по опреснению воды, актуальные для островных государств ЮВА и плавучие АЭС для обеспечения их работы.
В области информационных технологий осуществляется сотрудничество по линии создания «умных городов», технологий «электронного правительства», а также инструментов финансовой безопасности, таких как независимые платежные системы.