Сущность и специфика этнического национализма в Юго-Восточной Европе
Этнический национализм – это одна из форм национализма, в рамках которой нация и национальность определяются с точки зрения этнической принадлежности.
Довольно часто этническому национализму свойственен акцент на этноцентрическом подходе к различным политическим вопросам, связанным с национальной идентификацией этнических групп.
Этнический национализм по праву считается одной из наиболее актуальных проблем современности. Проявляется он в различных регионах мира и Европы, включая ее юго-восточный регионе. Юго-Восточная Европа представляет собой европейский регион, состоящий преимущественно из Балкан (рисунок 1).
Рисунок 1. Регионы Европы по материалам CIA World Factbook (Юго-Восточная Европа коричневого цвета). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К числу суверенных государств и территорий, включенных в Юго-Восточный европейский регион, относятся:
- Албания;
- Босния и Герцеговина;
- Болгария;
- Хорватия;
- Кипр;
- Греция;
- Косово;
- Черногория;
- Северная Македония;
- Румыния;
- Сербия;
- Турция.
Иногда сюда также включают Молдову и Словению. Сам по себе регион довольно сложный и противоречивый. Имеют место быть противоречивые и перекрывающиеся определения региона, обусловленные множеством географических, политических, исторических, экономических и культурных факторов.
На протяжении многих лет наибольшей конфликтогенностью среди прочих регионов Европы отличаются Балканы. Если относительно западноевропейского региона можно говорить лишь об угрозе возникновения межэтнических столкновений, то в Юго-Восточной Европе эти конфликты не просто имеют место быть, но и время от времени перерастают в настоящие войны малого масштаба, тем самым дестабилизируя обстановку в регионе.
История развития этнического национализма в Юго-Восточной Европе
Как общественное явление этнический национализм в странах Юго-восточной Европы возник в XIX веке и получил активный толчок к развитию в эпоху коммунистического прошлого. На первых порах (1950-1960 гг.) коммунистическая идеология представляла национализм как «буржуазное» декадентское и реакционное движение, направленное на то, чтобы нести пользу правителям и угнетать крестьян (как того требовала марксистская историография). Эти режимы были мало популярны, а их риторика имела неприятные последствия и привела к усилению национализма.
В 1970-1980 гг. произошла экономическая стагнация, уровень жизни заметно упал. Легитимность власти оказалась под угрозой и коммунистические лидеры, в попытках поддержать свою падающую популярность, обратились к национализму. Несмотря на якобы международную привлекательность марксизма, нации Юго-Восточной Европы были подозрительны и изолированы друг от друга. Менее 1 % жителей Восточной Европы выезжали за границу до 1989 года.
Стоит также отметить, что до Второй мировой войны большинство государств Юго-Восточной Европы в значительной степени были многокультурными и многонациональными. Конец войны был ознаменован массовыми депортациями и миграциями. За малыми исключениями большинство стран Юго-Восточной Европы стали в значительной степени однородными, что, в свою очередь, способствовало укреплению идеи национального государства.
Наиболее ярко тенденции этнического национализма в Юго-Восточной Европе проявились на рубеже XX-XXI веков, после распада Советского Союза и Югославии. Свою роль в развитии данного процесса оказало противодействие процессам глобализации со стороны традиционных культур. И по сей день в некоторых странах юго-восточного региона Европы имеют место быть проявления этнонационализма.
Общая проблематика и примеры этнического национализма в Юго-Восточной Европе
В странах Юго-Восточной Европы по-прежнему жива и относительно неоспорима идея о том, что основой государства выступает именно нация. Под нацией следует понимать исторически устоявшуюся политически самостоятельную общность полноправных и равноправных индивидов, наделенных уникальной этно-национальной идентичностью.
В рамках этнического национализма в Юго-Восточной Европе в основе определения нации лежит общее наследие, как правило, включающее в себя три основных компонента:
- общий язык,
- общее этническое происхождение,
- общее вероисповедание.
При этом в рамках этнического национализма в Юго-Восточной Европе лица других национальностей зачастую воспринимаются как граждане второго сорта.
В каждой стране настороженно и скептически относятся к лицам другой национальности. Одним из наиболее ярких примеров распространения этнического национализма в Юго-Восточной Европе считается Югославия. Особый интерес представляет сербский этнонационализм. Рассмотрим его более подробно.
Сербский национализм является одним из видов этнического национализма, в центре которого лежит идея о том, что нация представляет для сербского народа высшую ценность, а сами сербы выступают за культурное единство нации. Своими корнями сербский национализм уходит в XIX век, когда в 1804 году было положено начало Сербской революции (речь идет о восстании против турецкого владычества, ставшего предпосылкой создания в 1878 году независимого сербского государства). Сербские националисты придерживаются мнения о том, что корни борьбы сербов на национальную самобытность и собственную культуру восходят в Косовской битве 1389 года и сербскому национально-религиозному празднику Видован, которые и по сей день считаются важными символами сербского национализма.
Современная идеология сербского этнонационализма укрепилась после смерти Тито и усилилась в 1987 году. Сегодня сербские националисты предъявляют обвинения историкам коммунистической эпохи в том, что те изображали сербов как «угнетателей» других народов Югославии, обвиняя четников в коллаборационизме и фактически приравнивая их преступления к преступлениям усташей.