Цели и структура МЕРКОСУР
МЕРКОСУР – это южноамериканский торгово-экономический блок, имеющий общее коммерческое и инвестиционное пространство.
МЕРКОСУР представляет собой общий рынок стран Южной Америки. Штаб-квартира объединения располагается в г. Монтевидео (столица Уругвая). Состав и структура МЕРКОСУР в общем виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Участники МЕРКОСУР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С декабря 2016 году Венесуэла лишена прав и обязанностей, которые были присущи ее статусу страны-участницы МЕРКОСУР. Официальными странами-наблюдателями считаются Мексика и Новая Зеландия.
На сегодняшний день МЕРКОСУР считается одним из преимущественно прогрессивных интеграционных образований. Его высшим органом выступает Совет общего рынка, отвечающий за политическое управление интеграционными процессами, принятие решений обеспечивающих достижение целей и задач Объединения и достижение окончательного формирования единого рынка.
В качестве исполнительного органа МЕРКОСУР выступает Группа общего рынка, состоящая из пяти постоянных членов и пяти заместителей от каждого государства-участника. В структуру Группы общего рынка входят:
- Парламент;
- Секретариат;
- Рабочая группа;
- Постоянный контрольный суд и др.
Ответственность за оказание помощи Группе общего рынка лежит на Торговой комиссии МЕРКОСУР, которая специализируется на применении согласованных всеми странами-участницами общих инструментов коммерческой политики для обеспечения функционирования таможенного союза.
Ключевой основополагающей целью МЕРКОСУР считается содействие свободной внутренней торговле и беспрепятственному движению товаров, денежных средств и людей. Сама по себе интеграционная модель имеет рыночный характер. В основе ее лежит стратегия либерализации взаимной торговли, открытие рынков, проведение структурных реформ и модернизация национальных экономик.
Миссия всей деятельности МЕРКОСУР сводится к обеспечению экономического роста государств-членов благодаря свободной и интенсивной внутризоновой торговли, упрощенному и более эффективному использованию инвестиций с одной стороны, и усилению конкурентоспособности (значимости) стран субрегиона на международной экономической и политическое арене – с другой стороны.
Основные приоритетные направления деятельности МЕРКОСУР в XXI веке
В настоящее время МЕРКОСУР ведет активную политику по расширению экономических связей с государствами различных континентов. Одной из ее целей выступает рост общемирового влияния группировки. Повышенное внимание внутри блока уделяется выстраиванию отношений с крупнейшими развивающимися государствами, такими как Индия, Китай и Южно-Африканская республика.
Страны МЕРКОСУР рассматривают интеграцию как один из инструментов экономического и политического развития. Страны, входящие в группировку, связывают надежды на преодоление проблем, для решения которых требуется коллективная поддержка.
В целом МЕРКОСУР и страны, в него входящие, объективно заинтересованы в развитии диалога с основными центрами формирующегося многополярного мира. В том числе интерес стран МЕРКОСУР в XXI веке проявляется к развитию торгового и экономического взаимодействия с Российской Федерацией. Кооперация между странами МЕРКОСУР и Москвой усиливается по целому ряду направлений, включая добывающую промышленность, авиационную отрасль, машиностроение, а также продукты пищевой промышленности.
В XXI веке постнеолиберальные правительства государств, участвующих в МЕРКОСУР, проводят социально ориентированную политику по:
- борьбе с бедностью
- развитию здравоохранения, образования, жилищного строительства;
- поощрению мелкого и микро предпринимательства;
- участию предприятий в зональном экспорте.
В рамках МЕРКОСУР уже создан Гарантийный фонд для средних, мелких и микро-предприятий.
К числу важнейших задач деятельности МЕРКОСУР в XXI веке относятся реализация единой политики в отношении третьих стран и группировок, а также координация позиций государств-участников на региональных и международных форумах. Не последнее значение отводится решению проблем бедности и нищеты в регионе. Ключевым ориентиром XXI века становится интеграционное развитие объединения.
Результаты деятельности МЕРКОСУР в XXI веке
Своей деятельностью МЕРКОСУР смог дать импульс развитию более слабых в экономическом отношении стран, являющихся членами блока. Их темпы экономического развития существенно повысились. Зональный и глобальный экспорт стран, входящих в интеграционный союз, характеризовался стабильным ростом, в то время как импорт отличался высокой степенью динамичности. Возросла роль стран-участниц МЕРКОСУР в глобальных и континентальных международных переговорах. Кроме того, само пространство МЕРКОСУР сделалось привлекательным для иностранных капиталовложений. В последние годы все большее внимание уделяется проблематики асимметричности развития.
Развитие деятельности МЕРКОСУР в XXI веке сопровождалось ростом националистических тенденций и усилением соперничества за лидерство между странами ЛатиноАмериканского Карибского бассейна. В подобного рода условиях процесс принятие единых решений существенно осложнился. Между странами стали возникать трения относительно взаимной торговли. Основными факторами, препятствующими углублению интеграции стали:
- наличие проблем с введением единого внешнего тарифа на товары их третьих стран;
- общая незавершенность формирования зоны свободной торговли и таможенного союза МЕРКОСУР.
В виду существенных различий в экономических потенциалах стран и степени уязвимости малых и крупных экономик от воздействия внешних факторов, а также их способности использовать преимущества интеграции и оказывать влияние на общее развитие объединения между малыми и крупными государствами-участниками МЕРКОСУР назревает все больше противоречий. Эксперты все чаще говорят о кризисе МЕРКОСУР.