Сущность принципа неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях
Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях – это один из ключевых принципов системы международного права.
Впервые данный принцип свое закрепление получил в Уставе Организации Объединенных наций, согласно которому все страны-члены ООН обязались воздерживаться в своих международных отношениях от использования угрозы использования силы или ее физического применения против политической независимости или территориальной целостности любого государства. В последующем данный принцип получил уточнение в различных резолюциях ООН (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные документы, раскрывающие суть принципа неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нормативное содержание рассматриваемого принципа международного права включает в себя следующее:
- запрещение актов репрессалий, сопряженных с использованием силы;
- запрещение оккупации территорий других стран в нарушение норм международного права;
- организация, подстрекательство, помощь или участие в террористических актах или актах гражданской войны в других странах;
- предоставление государством своих территорий другим государствам, которые используют ее для совершения актов агрессии против третьих стран;
- организация или поощрение иррегулярных сил и вооруженных банд, включая наемников для вторжения на территории третьих стран.
Таким образом, государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения в отношении других стран. Никакие соображения не могут быть использованы для того, чтобы обосновать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение данного принципа. Какие-либо применения силы или угрозы силой не могут быть использованы в качестве средств по урегулированию вопросов и споров между странами. Несмотря на это, в том случае, если произойдет какая-либо агрессия или нарушение суверенитета, политической независимости или территориальной целостности страны-члена ООН, за страной, подвергаемой агрессии, сохраняется право на коллективную и индивидуальную самооборону согласно международному праву и Уставу ООН.
Сегодня обязанности по соблюдению принципа относительно неприменения силы распространяются на все страны, а не только лишь на те государства, которые входят в ООН. В этом заключается основа международного мира и безопасности. Государства должны добросовестно исполнять свои международные обязательства по поддержанию мира и стабильности.
Содержание принципа неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях
Сущностное содержание принципа неприменения силы или угрозы силой может быть рассмотрено сквозь призму следующих пяти компонент.
Во-первых, речь идет о запрете на оккупацию всей либо части территории другой страны, как посредством применения военной силы, так и за счет использования наемников, иррегулярных войск и частных военных организаций. В отличии от аннексии под оккупацией понимается установление временного контроля за территорией суверенной страны либо ее части, а не установление над ней суверенитета. Непосредственным элементом угрозы является демонстраций военной техники и вооруженных сил вблизи границ независимых государств с целью их запугивания и оказания устрашающего воздействия в целях ограничения суверенитета отдельных частей их территорий.
Во-вторых, речь идет о запрете применения одним государством принудительных мер в ответ на неправомерное действие другой страны, нарушающее принципы международного права, межгосударственных и международных договоров. При этом применять военную силу в отношении стран-нарушителей также нельзя, поскольку это может быть расценено как акт агрессии. Вместо военное силы допускается применение контр мер экономического и политического характера. Основной целью использования контрмер считается принуждение государств-нарушителей к выполнению ими принятых на себя международных обязательств.
В-третьих, следует помнить о запрете на предоставление территории государства другим странам для ее использования в качестве площадки для совершения агрессии против третьих государств. Речь в данном случае идет непосредственно о целенаправленном действии государств по предоставлению ими своей территории другим странам для размещения там военной инфраструктуры, вооружений иррегулярных и других сил с целью совершения агрессии против третьих стран. Такое государство должно нести ответственность перед мировым сообществом наравне со страной-агрессором.
В-четвертых, грубейшим нарушением основополагающих норм и принципов международного права выступает подстрекательство, организация или оказание помощи в актах гражданской войны и терроризма на территории других государств. В большинстве случаев подобного рода действия направлены против территориальной целостности и суверенитета других стран, их экономического и политического курса. Разберем их основные компоненты более подробно:
- организация предполагает создание органа, отвечающего на организацию, разработку плана и руководство участия в противоправных актах на территории другого государства;
- подстрекательство основано на преднамеренном распространении ложных сведений провокационного характера, умышленном создании очагов напряжения и разжигании конфликтов;
- оказание помощи либо участие в террористических актах и актах гражданской войны связано непосредственно с реализацией мер физического и\или интеллектуального характера.
Наконец, в-пятых принцип предполагает недопущение организации либо поощрения организации иррегулярных сил, вооруженных банд для вторжения на территории других стран. В частности, речь идет о создании, сговоре, подыскании или подборе участников вооруженных банд, разработке планов действий, их финансировании, оснащении, вооружении, обеспечении транспортом и оказании иной помощи.