Европейский Союз (ЕС) – это интеграционное наднациональное объединение, включающее в себя 27 европейских государств, передавших часть своего суверенитета в пользу наднациональных общеевропейских институтов
Предпосылки кризиса ЕС
Процесс создания ЕС начался в послевоенной Европе через интеграцию шести близких в экономическом, политическом и историко-культурном отношении стран:
- Франции,
- Германии (ФРГ),
- Нидерландов,
- Бельгии,
- Люксембурга,
- Италии.
Несмотря на определенные сложности и маневры при развитии ЕС, которые выражались в колебании темпов интеграции, поисках перспективной политической и административной модели реализации союза (от верховенства Еврокомиссии и наднациональных институтов к модели «Европы наций» Ш. де Голля опиравшейся на доминирование франко-германского тандема, с последующим возвратом к главенству наднациональных институтов), проект европейской интеграции оказался достаточно успешным и привлекательным, что привлекло к участию в нем и другие страны.
Расширение ЕС в двадцатом веке происходило за счет примерно сопоставимых со странами «европейского ядра» участников Северной и Южной Европы. Однако уже в новом тысячелетии, воспользовавшись распадом СССР и социалистического лагеря, ЕС совершил беспрецедентное расширение на восток, за счет включения в свой состав 12 стран центральной и восточной Европы.
Данное расширение повлекло за собой расшатывание одной из основ существования ЕС – сопоставимости экономических потенциалов, темпов роста и уровня жизни стран членов, их способности проводить согласованную экономическую политику. Также значительно увеличилось культурно-национальное разнообразие ЕС, в его состав вошли страны отнюдь не в полной мере разделяющие политику и устремление стран «ядра», а также откровенно лоббирующие проамериканские интересы, в том числе несущие издержки для общеевропейского строительства.
Для выравнивания экономического разрыва в ЕС была принята программа развития стран «Новой Европы» за счет вкладывания инвестиций из евро фондов. Если на первоначальном этапе Богатые страны ЕС получали выгоду от присоединения новых участников за счет расширения рынков сбыта, то сами страны «Новой Европы», лишь становились беднее в условиях попадания в зону евро, так как стоимость труда увеличивалась, в то время как его производительность оставалась прежней, и всякая возможность эффективного хозяйствования в условиях жесткой конкуренции со странами «ядра» пресекалась. Программа развития оказалась неэффективной и страны Центральной и Восточной Европы превратились в дотационные регионы, а также источник трудовой миграции в более привлекательные страны ЕС, легко осуществимой благодаря шенгенским договоренностям.
Как итог ЕС оказался разделен на три неравные с экономической точки зрения зоны:
- «Центр», куда входят экономически наиболее богатые и развитые страны (западной и северной Европы),
- «Полупериферию», представленную странами зоны «PIGS», имеющими серьезные проблемы с государственной задолженностью,
- «Периферию», представленную восточной Европой, являющейся полностью дотационным регионом, зависимым от вливаний из центра.
Данное разделение послужило отправной точкой для долгового кризиса евро в 2009-2015 годах, который сменился кризисом европейской солидарности на фоне миграции и терроризма в 2014-2016 годах, а основные проблемы данных кризисов обострились в 2020 году на фоне пандемии коронавируса.
Проявления кризиса ЕС
Современные исследователи выделяют пять основных кризисов ЕС:
- кризис солидарности и лидерства;
- кризис экономического роста и стабильности евро;
- кризис ценностей и нормативного лидерства;
- кризис иммиграции и террористической угрозы;
- кризис легитимности.
Наиболее краеугольным является кризис внутриполитического лидерства ЕС и солидарности внутри союза. В настоящее время наиболее влиятельной силой внутри ЕС является Германия, которая вместе с экономическим, претендует и на политическое лидерство с учетом политической слабости как наднациональных европейских институтов (прежде всего Еврокомиссии), так и национальных лидеров других стран ЕС. «Германизация» ЕС с одной стороны выражается в усилении роли Германии при принятии как внутри, так и внешнеполитических решений затрагивающих всех членов ЕС (как, например, в ситуации с иммигрантами из стран Ближнего Востока и Северной Африки), а с другой вызывает недовольство других стран-членов ЕС принимаемыми решениями и негативно сказывает на солидарности в рамках союза. Как показывает практика политических решений в кризисные периоды страны ЕС стремятся скорее к протекционизму и огораживанию от проблемы, чем к интеграции и ее совместному разрешению.
Кризис стабильности евро связан с значительным экономическим расслоением ЕС, а также отсутствием единых механизмов регулирования фискальной и экономической политики в рамках зоны евро. Отдельные страны, такие как Греция, Италия, не могут использовать такой механизм выхода из экономического кризиса как девальвация валюты, поскольку это связано со всей зоной евро, и страны «центра» вынуждены выдавать им средства, что продляет, но не разрешает ситуацию.
Кризис ценностей ЕС ярко проявился в период активного наплыва иммигрантов и выразился в необходимости общеевропейских структур выбирать между гарантией прав и свобод собственных граждан и общегуманитарными ценностями человеческой жизни. ЕС проявил политику двойных стандартов реализации ценностей на собственной территории, одновременно утверждая собственное лидерство и догматическую трактовку ценностей во внешнеполитическом курсе.
Проблема иммигрантов связана не только с вопросами ценностей и дополнительным давлением на экономику стран, через которые проходили потоки беженцев, а также которые размещали их на своей территории, но также проблему ассимиляции и привитии иммигрантам общеевропейских ценностей, которая была однозначно провалена. Отсутствие же общеевропейской системы безопасности и прозрачность границ создало благоприятные условия для развития террористических и радикальных течений в ЕС.
Совокупность вышеперечисленных кризисов влечет за собой кризис легитимности самого существования ЕС и его привлекательности для населения тех стран, которые уже в него входят.
Пути возможного развития ЕС
Пути преодоления кризисов ЕС специалисты связывают с дальнейшей трансформацией союза и предполагают четыре основных сценария развития событий:
- распад ЕС;
- создание европейского Супергосударства;
- ресуверенизация стран ЕС;
- углубление процессов интеграции.
Сценарии распада и напротив объединения стран ЕС в единое государство представляют собой крайне-противоположные варианты развития событий, при этом маловероятные. Распад ЕС – это шаг назад в развитии Европы, и несмотря на периодически возникающие кризисы союза, интеграционный потенциал сохраняется, а сам ЕС преодолевает возникающие препятствия. В тоже время сценарий федерализации, при котором члены ЕС станут республиками в рамках единого государства имеет значительное число как внутренних, так и внешних противников, которые противодействуют становлению ЕС как полноценного и сильного игрока на мировой арене.
Ресуверенизация ЕС предполагает отток полномочий от наднациональных органов обратно к властям самих стран-членов ЕС, что с одной стороны поможет локализовать некоторые экономические и политические проблемы, снять их с общеевропейской повестки, но с другой значительно ударит как по имиджу ЕС, так и по перспективам его дальнейшего развития.
Выход Великобритании из ЕС делает более вероятным сценарий глубокого реформирования ЕС с целью углубления степени интеграции, о чем активно говорят и на фоне кризиса пандемии коронавируса.