Политические системы
Политическая система – это структура, элементами которой являются определенные институты (организации, объединения, учреждения), представляющие интересы тех или иных слоев, классов и являющиеся участниками политических отношений.
Отличительными особенностями политической системы являются:
- воздействие на всех членов общества,
- осуществление конечного контроля над применением физического принуждения,
- наличие возможности выносить обязывающие решения,
- принятые решения являются авторитетно-властными, легитимными.
Выделяют четыре главные группы элементов политической системы: политические институты (организации, учреждения); политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.
К функциями политической системы относят: определение целей и задач общества, выработку программ жизнедеятельности общества в соответствии с интересами правящих слоев, мобилизацию ресурсов в соответствии с интересами, интеграцию всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей, распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами господствующих, правящих классов и слоев.
Политическая система - это универсальная управляющая система классового общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.
Политическая система включает в себя компоненты различного профиля. К ним относятся не только организации и институты, но и компоненты, представляющие собой лишь отношения и процессы.
Причины трансформации политических систем новых государств Азии и Африки
Во второй половине 20 века началось повсеместное освобождение народов Африки и Азии от колониального и полуколониального гнета. В результате появилось несколько десятков независимых государств, а колониальные империи рухнули. Сам процесс освобождения был достаточно напряженным. Среди наиболее ярких событий стоит отметить провозглашение в 1950 Республики Индии, освобождение в 1960 сразу 17 африканских государств, падение в середине 1970-х годов последней колониальной империи — Португалии. Движение за независимость привлекло большое количество людей. Внутри этих движений появились яркие самобытные лидеры.
Обретение независимости потребовало от руководства стран найти новые векторы развития, чтобы преодолеть отсталость, нищету и догнать развитые страны. Этот процесс происходил на фоне «холодной войны», когда мир был расколот на капиталистический и социалистический лагеря. Новые независимые государства пытались идти своим путем, либо брать за основу уже существующие модели. В 50-70-е годы большая часть новых государств сохраняла ориентацию на капиталистические ценности, которые были унаследованы ими от метрополий, однако при этом в своем развитии они опирались на следующие социалистические принципы:
- создание значительного государственного сектора,
- государственное регулирование экономики,
- долгосрочное планирование,
- реализация экономических и социальных программ.
Социалистический путь развития выбрало меньшее число стран. Если в 60-е годы их было 30, то к началу 90-х – всего 10. Некоторые страны имели общинный доиндустриальный строй, поэтому наиболее легко и безболезненно для них было использовать именно социалистический подход. В арабских странах начались революционно-демократические преобразования. Они отказались от марксизма. Эти страны возглавлялись политиками, выбравшими радикальный характер деятельности. Проблема заключалась в том, что большинство этих государств были слаборазвитыми. В них не было рабочего класса, при этом значительную роль играли общинно-племенные отношения.
Были и такие страны, которые пошли по своему собственному пути развития. Ярким примером тому стал Иран, который построил «исламское государство».
Последствия трансформации политических систем новых государств Азии и Африки
Страны Азии и Африки стремились достичь культурной и экономической независимости. Они были вынуждены противостоят неоколониализму, так как эта систем создавала условия неравноправных экономических отношений. Развитые страны навязывали им свою вол через транснациональный капитал. Экономическая активность западных монополий в Азии и в Африке носила избирательный характер. В них ресурсы обходились дешевле, но транснациональные компании пошли путем содействия аграрно-сырьевой специализации экономики, развертывания преимущественно нижних звеньев промышленных производств, вывоз в регионы экологически вредных производств.
Начало 21 века ознаменовалось новыми революционными событиями в арабских странах. Политические кризисы настигли Тунис и Египет. Здесь произошли самые кардинальные перемены, были проведены отставки президентов. В Ливии конфликт закончился уничтожением ее лидера Муамара Каддафи.
Изменение политических систем привело к тому, что в Африке и в Азии стали формироваться новые общества. Арабские страны стали принимать активное участие в становлении мирового капитализма, привлекать транснациональные корпорации. Это повлияло на формирование в них новых классов западного типа, начался процесс «вестернизации» восточных стран. Особенностью изменения политических систем в этих регионах стало усиление власти государства и духовенства. Представители данной сферы получили огромные полномочия и привилегии. Также серьезно увеличился бюрократический аппарат.
Страны же Азии пошли другим путем. Сегодня Азия является регионом, обладающим набольшим потенциалом в экономической сфере.