Европейский союз и его место в международных отношениях
Европейский союз (сокращенно – ЕС) – это международное политико-экономическое объединение, устанавливающее общий вектор политики безопасности и развития социальных институтов стран-участниц.
Европейский союз играет весьма важную роль в современной системе международных отношений и является одним из трех основных и наиболее развитых центров мира наряду в США и Японией. Его по праву считают крупнейшей в мире торговой державой, на его долю приходится порядка ¼ мировой торговли. ЕС является наиболее крупным импортером сельскохозяйственной продукции и сырья. На него приходится большая часть помощи развивающимся странам.
Европейский союз является полноправным участником международных отношений и поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира. ЕС предоставлен статус наблюдателя ООН. Он представляет собой сплоченную политическую и экономическую силу и считается одним из главных полюсов мировой экономики и политики.
Евросоюз считается уникальным международным образованием, поскольку сочетает в себе признаки международной организации и государства, но формально не является ни тем, ни другим. Несмотря на то, что ЕС не является субъектом международного права, ему предоставлены полномочия участвовать в международных отношениях.
Европейский союз не является межгосударственным объединением, опирающимся на нормы международного права, подобно региональным торговым блокам или международным экономическим организациям. Системе европейских интеграционных институтов свойственна совершенно иная юридическая, политическая и экономическая природа. В ее основу заложен принцип наднациональности. Таким образом, речь идет о передаче национальными государствами части своего суверенитета наднациональным органам и структурам.
Евросоюз – это общее право, общая политика, общие институты.
Международно-правовые основы функционирования Европейского союза
Одним из ключевых критериев, определяющих международно-правовой характер Евросоюза, считается источник их возникновения. В частности, речь идет о Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества, Европейском объединении по атомной энергии и Европейском объединении угля и стали как международных договорах, обеспечивающих соотношение суверенитета стран-участниц ЕС с полномочиями созданного ими объединения и наличии правосубъектности ЕС.
Учреждение Европейского союза и проведение реформ его институтов выступает предметом международного соглашения между странами-участницами, результатом которого становится изменение учредительных договоров. Все учредительные договора заключаются на неопределенный срок и предполагают право выхода страны-участницы.
В рамках своего функционирования Евросоюз реализует два вида компетенций:
- собственные (оригинальные);
- производные (от стран-участниц).
Таким образом, власть, осуществляемая ЕС, является производной от стран-участниц, которые в любое время в случае необходимости могут изменить свои добровольно сформулированные межгосударственные соглашения. Это означает, что страны-члены имеют не производную от ЕС компетенцию, а собственную, оригинальную. Европейский союз же, напротив, реализует не собственную компетенцию, а производную от государств, в него входящих. Свои полномочия Евросоюз реализует исключительно по тем вопросам, которые прямо указаны в учредительных договорах, все прочие полномочия страны-участницы осуществляют самостоятельно.
Европейское право
Под правом ЕС следует понимать систему правовых норм, которые регулируют как сам процесс европейской интеграции, так и порядок формирования и функционирования европейских властных институтов, а также общественные отношения, с этим связанные.
Среди принципов права Евросоюза центральное место отводится целям и задачам интеграции (рисунок 1).
Рисунок 1. Цели и задачи европейской интеграции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из ключевых элементов права ЕС считается принцип равенства. В частности, речь идет о том, что институты Евросоюза не обладают полномочиями на установление произвольных различий в правовом положении отдельных групп. К числу прочих принципов европейского права могут быть отнесены:
- принцип соблюдения основополагающих прав человека;
- принцип лояльности или принцип добросовестного исполнения Договора
- принцип субсидиарности;
- принцип пропорциональности;
- принцип прямого применения;
- принцип прямого действия;
- принцип примата права.
Источниками европейского права выступают акты прямого и вторичного права, а также третичное законодательство. Под актами первичного права понимаются все учредительные договоры ЕС. Их нормы обладают высшей юридической силой в сравнении с нормами и положениями актов вторичного и третичного права.
Акты вторичного права включают в себя акты, которые издают институты ЕС, а также акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Сфера третичного законодательства определяется делегированными актами и имплементационными актами, принимаемыми единолично Комиссией (реже Советом ЕС) на основе, для детализации и во исполнение актов вторичного законодательства.
Основные правовые документы Евросоюза
Право Европейского союза в основе своей опирается на два ключевых договора:
- Договор о функционировании Европейского союза (Договор об учреждении Европейского сообщества, действует с 1958 года);
- Договор о Европейском союзе, более известный как Маастрихтский договор, принятый в 1993 году.
Есть и другие договора (Амстердамский – 1997 год, Ниццкий – 2001 год, Лиссабонский – 2007 год), но именно на основе двух выше названных строится вся деятельность Евросоюза. Новые государства-участники могут присоединиться к ЕС лишь в том случае, если они согласны следовать правилам союза, а уже ходящие в него государства могут его покинуть согласно своим «собственным конституционным требованиям».