Международные перевозки
Международные перевозки – это перемещение грузов и пассажиров посредством транспортных средств через государственные границы разных стран.
Они осуществляются согласно заключенным договорам. Правовое регулирование подразумевает наличие унифицированных требований, определяющих условия международных перевозок. Считается, что именно эта сфера является наиболее регулируемой из всех других видов международных отношений.
Соглашения о международных перевозках регулируют следующие их аспекты:
- приемка груза,
- порядок выдачи грузов,
- ответственность перевозчиков,
- последовательность выставления исков и претензий.
Если единообразных правовых норм нет, то стороны могут обратиться к национальному законодательству при условии наличия коллизионных норм. То есть, если между странами нет действующих соглашений об организации перевозок и ответственности сторон, то они могут обратиться к законодательству одной из стран-участниц. В основе соглашений лежат положения международных договоренностей. Россия является участницей многих таких соглашений, которые определяют процедуры получения и отправки грузов в международном сообщении.
Таким образом, международные перевозки представляют собой транспортировку грузов и пассажиров на дальние расстояния с пересечением границ государств. Так как каждая страна следует своим правовым нормам, то возникла потребность в установлении общих правил и норм оказания транспортных услуг. В случае, если между странами отсутствуют договоренности о перевозках, они могут использовать законодательство одной из сторон для того, чтобы обеспечить гарантии выполнения договоров и определить зоны ответственности каждого участника.
Правовые документы, регулирующие международное транспортное сообщение
Международное транспортное сообщение обеспечивает движение пассажиров и грузов между странами. Внутри каждой страны действуют законы, регламентирующие данное направление деятельности. На международном уровне принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления транспортных услуг и контроля за их реализацией. Отличительной особенностью этих соглашений является возможность использования коллизионных норм. То есть, груз уходит в соответствии с национальными правилами страны-отправителя, а прибывает по законам страны получателя.
Перевозки между странами регулируются следующими нормативно-правовыми актами, подписными разными странами. Они распространяют свое действие на территориях этих государств и определяют взаимодействие стран друг с другом при подписании договоров на поставки. Существует целый ряд соглашений, в соответствии с которыми, осуществляются перевозки. Они затрагивают сферу железнодорожных, водных, воздушных пассажирских и грузовых перевозок, смешанных перевозок. Существует конвенция, регламентирующая степень ответственности за нанесенной одной из сторон ущерб. Также регламентируется работа погрузочно-разгрузочных терминалов и складов.
На железнодорожном транспорте применяются Бернские конвенции. В 1980 году они были пересмотрены и введено новое Соглашение, регламентирующее работу железнодорожного транспорта и перевозки на нем. Страны также могут подписывать двусторонние соглашения, разделяющие зоны ответственности.
Воздушный транспорт регулируется многосторонней Варшавской конвенцией. Она была подписана еще в 1929 году. Ее дополнили в 1955 году Гаагским протоколом. В этой конвенции определены основные требования к оформлению перевозочных документов, зафиксированы права отправителей в период погрузки и пути следования груза. Также в ней закреплены положения о выдаче грузов и ответственность перевозчиков.
Конвенция об унификации правил коносамента применяется на морских перевозках. Ее изменили дважды - в конце 70-х и в 90-х годах прошлого века. В 1978 году была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов, которая заменила документ 1924 года.
Инкотермс
Инкотермс – это международные правила, которые обеспечивают однозначное толкование наиболее распространенных терминов из области внешней торговли. По сути, в этом словаре приведены трактовки обозначений, которые широко применяются в международной практике при заключении договоров, особенно той их части в которой оговариваются условия, при которых ответственность за груз переходит от продавца к покупателю. Впервые правила были опубликованы в 1936 году. Позднее в них были внесены поправки.
Цели создания и применения Инкотермс:
- регулирование распределения между продавцом и покупателем ответственности за перевозимый груз,
- обозначение момента перехода ответственности от продавца к покупателю,
- определение даты поставки и признаков выполнения и невыполнения контракта.
Инкотермс выполняет задачи по определению права перехода собственности при совершении сделки. Так же в нем закреплены положения об ответственности за невыполнение своей части контракта. Здесь же указаны случаи, когда каждая сторона может быть освобождена от ответственности в соответствии с действующими международными договорами, в том числе, с Венской конвенцией.
Каждый термин в Инкотермс имеет трехбуквенное обозначение, первая из букв указывает, когда происходит переход права собственности. Например, буква E показывает, что переход происходит еще в месте отправки груза, буква F – у терминала отправки, буква C – у терминалов прибытия, буква D – переход происходит тогда, когда груз поступает к покупателю.
Термины Инкотермс применимы для любого вида транспорта. Их задача заключается в унификации названий при организации движения грузов. Развитие международных отношений и грузоперевозок способствует внедрению новых форм и терминов, поэтому Инкотермс периодически дорабатывается.