Общая характеристика Южно-Кавказского региона
Южный Кавказ или Закавказье – это регион, располагающийся к югу от Водораздельного (Главного) хребта Большого Кавказа.
В настоящее время к Южному Кавказу относятся: большая часть южного склона Большого Кавказа, Куринская впадина и Колхидская низменность, Армянское нагорье, Карабахские горы, а также Талышские горы с Ленкоранской низменностью (рисунок 1).
Рисунок 1. Южный Кавказ на карте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На севере Южный Кавказ граничит с Российской Федерацией, на юге – с Ираном и Турцией. В состав Южного Кавказа входят такие страны, как Армения, Азербайджан, Грузия, непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, а также частично признанные Южная Осетия и Абхазия.
Южный Кавказ, по сути, представляет собой отдельный от Кавказа геополитический регион, с глубокой древности находившийся на перекрестке торговых путей между Средним и Ближним Востоком и Европой и традиционно выступавший связующим звеном между Востоком и Западом. Сегодня этот регион, ранее входивший в единое политическое пространство СССР, превратился в арену взаимодействия различных экономических и геополитических интересов.
Южный Кавказ богат энергетическими и иными сырьевыми ресурсами. Он является буферной зоной между Европой и передней Азией и считается «коридором», соединяющим Европу и Центральную Азию. Регион считается местом, благоприятным для отдыха и туризма. С точки зрения международных отношений Южный Кавказ выступает в роли важного геополитического региона, на котором сконцентрированы интересы многих международных акторов, включая Европейский Союз. Рассмотрим его интересы в регионе более подробно.
Интересы Евросоюза на Южном Кавказе
Для Евросоюза Южный Кавказ сегодня имеет особое значение и не только в контексте расширения на Восток. По сути, Южный Кавказ воспринимается Европой как маргинальный регион, от ситуации в котором в значительной степени будет зависеть безопасность всего Европейского сообщества, включая доступ к природным и энергетическим ресурсам Центральной Евразии.
Для Европы Южный Кавказ считается удобным плацдармом продвижения вглубь Ближнего и Среднего Востока, а также в бассейны Черного, Каспийского и Средиземного морей. В то же время он выступает в роли связующего звена между этими регионами.
В 2000-х гг. Европейский Союз проявлял заинтересованность в интеграции с Южным Кавказом – в этом были заинтересованы все ведущие государства Европы. Для того, чтобы эта интеграция свершилась, необходимо было решить ряд серьезных проблем, с некоторыми из которых страны ЕС и Южного Кавказа сталкиваются до сих пор. К числу подобного рода проблем могут быть отнесены вопросы урегулирования локальных конфликтов и достижения определенных экономических стандартов, принятие определённого законодательства и его практическое применение, полный вывод российских войск и военных объектов из всех стран региона и пр.
Таким образом, к началу XXI века стала прослеживаться ярко выраженная ориентация Европейского Союза на интеграцию стран Южного Кавказа в свои структуры. Часть южно-кавказских государств уже имеет членство в Совете Европы, что неизменно приводит к изменению их внешней и внутренней политики. Все более ощутимое влияние европейское сообщество начало оказывать такие сферы жизни южно-кавказских стран, как:
- развитие гражданского общества;
- реформирование законодательства;
- проведение выборов;
- экономическое развитие (отчасти).
В то же время в вопросах, касающихся внешней политики, безопасности и урегулирования конфликтов влияние Евросоюза на Южный Кавказ в 2000-х годах не имело кардинального значения. Государства Южно-Кавказского региона в части наиболее важных вопросов национальной безопасности и внешней политики игнорировали мнение и позиции Европы.
Политические основы реализации интересов Евросоюза на Южном Кавказе
В начале XXI века Южный Кавказ не рассматривался Евросоюзом однозначно в качестве региона, представляющего стратегический интерес. В политическом плане превалирующая часть европейских экспертов считала данный регион периферийной зоной. Энергетические ресурсы Каспия в тот момент еще не приобрели большого значения, а сам потребительский рынок южно-кавказских государств был слишком мал. Определенные сдвиги произошли лишь после грузинской «революции роз» 2003 года, когда новое грузинское руководство выразило желание вступить в ЕС. Вскоре после этого начало четко прослеживаться наличие у Европейского Союза намерение интегрировать страны Южно-Кавказского региона в свои структуры.
Весной 2004 года Европейским Союзом был разработан и одобрен новый проект под названием «Европейская политика соседства» (сокращенно – ЕПС). Участие в нем приняли Грузия, Азербайджан и Армения. ЕПС предполагала взаимодействие с соседними государствами в целях создания зоны безопасности и благосостояния на границах Евросоюза, а также общее повышение значимости роли Союза в урегулировании конфликтов регионального порядка.
Ключевым приоритетом социально-экономической сферы кавказской политики Евросоюза стало развитие рыночной экономики и создание бизнес-климата, который был бы привлекателен для европейских инвесторов. Тогда же Евросоюзом был назначен специальный представитель по Южному Кавказу. Вскоре между ЕС и южно-кавказскими государствами был подписан ряд договоров о торговле и сотрудничестве, обеспечивающих более тесное сотрудничество с ЕС в сфере безопасности, политики, экономики и культуры.
В целом для европейской политики на Южном Кавказе тех лет характерно отсутствие концептуальной модели, которая соответствовала бы реалиям политических процессов, происходящих на постсоветском пространстве. Основными причинами возникновения противоречий в европейской политике и ограниченных результатов реализации политики ЕС на Южном Кавказе стали:
- непонимание цивилизационных особенностей стран региона;
- стремление Европы навязать государствам региона свои правила и стандарты.