Конфликт – это столкновение сторон, вызванное противоречием интересов относительно объекта конфликта, имеющего жизненную важность для удовлетворения интересов сторон
Подходы к определению природы вооруженного конфликта
Вооруженные конфликты занимают значительное место в историческом процессе человечества. В мире постоянно находятся точки в которых противоречие интересов государств или негосударственных акторов ведет к возникновению вооруженной борьбы. Война и вооруженное противостояние влекут за собой человеческие жертвы, разрушение гражданских объектов, инфраструктуры, промышленных предприятий и спад экономики, появление беженцев, потерю объектов культурного наследия, нарушение структуры международных социально-экономических, политических и иных связей.
В международном праве понятия «война» и «вооруженный конфликт» на Гаагском конгрессе 2010 года были приравнены, для обеспечения действия норм гуманитарного права в отношении более широкого спектра конфликтных ситуаций и противостояний, чем предусмотрено классическим пониманием войны. В него входят нее только официально объявленная война и боевые действия между сторонами без объявления таковой, но также оккупация территорий другого государства, сопротивление дискриминационному режиму, борьба колоний против доминиона и т.д.
Несмотря на достаточно конкретное определение такого феномена как вооруженный конфликт, в международном праве существуют различные подходы к определению его природы. Сторонники реалистического подхода, в частности Р. Дарендорф, рассматривают конфликт вообще, и вооруженный конфликт как его разновидность частью нормального исторического процесса, как естественный способ существования и развития человеческого общества. Козер в своей теории позитивно-функционального конфликта указывает, что противостояние имеет не только разрушительную сторону, но и конструктивный, преобразующий потенциал, заключающийся в преодолении скопившихся противоречий и установлении нового, более справедливого и устойчивого миропорядка. Нельзя не отметить, что развитие международных отношений, совершенствование дипломатической службы и системы международных договоров и институтов, наиболее интенсивно происходили именно по итогам крупнейших человеческих войн, таких как:
- Тридцатилетняя война, после которой сложилась Вестфальская система;
- Наполеоновские войны и возникновение Венской системы мира («Европейский концерт»);
- Первая мировая война и учреждение Лиги наций (появление первых универсальных международных организаций);
- Вторая мировая война и создание ООН.
Окончание холодной войны также привело к масштабным преобразованием в сфере международных отношений, их либерализации и активизации, повышению роли негосударственных акторов, и как следствие, распространению «немеждународных конфликтов» оказывающих серьезное воздействие на мировое сообщество.
Альтернативная позиция представлена сторонниками либеральных подходов, которые рассматривают вооруженные конфликты как безусловное зло, которое несет исключительно деструктивные последствия и должно быть предотвращено любой ценой. Сторонники данной позиции продвигают идеи о необходимости полного разоружения человечества и передаче военно-силовых функций единому центру, руководствующемуся общечеловеческими ценностями и нормами.
Подходы к урегулированию конфликта
Меры по регулированию конфликта можно условно разделить на три широких группы:
- ограничительные меры;
- меры по предотвращению конфликта;
- меры по установлению мира.
Ограничительные меры вводятся исходя из реалистической позиции о неизбежности вооруженных конфликтов и направлены на регулирование действий, прав и обязанностей сторон конфликта, смягчение его обстоятельств для жертв войны, мирного населения, военнопленных, а также привлечения к международной ответственности лиц и государств за совершение военных преступлений. Они закреплены в международном гуманитарном праве.
Гуманитарное право стихийно развивалось с древнейших времен, поскольку постоянный характер присутствия вооруженных конфликтов в жизни общества вынуждал к поиску форм договоренностей в виде обычаев, которые позволили бы снизить их жестокость и потери. В семнадцатом веке данные правила начали оформляться в качестве юридически оформленных конвенций.
Гуманитарное право разграничивает понятия комбатанов (т.е. участников боевых действий – солдат, ополченцев, партизан и т.д.) и некомбатанов (т.е. лиц находящихся в зоне боевых действий, но не являющихся их участниками, например, военного медицинского персонала, журналистов, гражданского экипажа судов или самолетов и т.д.), их права, обязанности, а также обязанности сторон по отношению к данным категориям лиц. Гуманитарные конвенции направлены против использования оружия массового поражения, а также влекущего за собой значительные экологические последствия (радиационное, химическое заражение местности) или отличающегося особой жестокостью (например, пули «дум-дум»).
Непосредственное регулирование конфликта
Международное регулирование конфликта представляет собой меры по его предотвращению, которые международное сообщество может принять до начала вооруженной фазы противостояния, с целью ее недопущения. К ним можно отнести:
- переговоры,
- посреднические процедуры,
- арбитраж,
- организация свободных выборов и т.д.
Данные меры направлены на выявление предмета конфликта и попыток создания условий для нахождения компромиссного или конвенционального решения, которое устраивало бы стороны и снимало противоречия. Также эффективным средством является разведение интересов сторон, когда имея общий предмет конфликта стороны заинтересованы в различных его аспектах, что позволяет удовлетворить их потребности.
В зависимости от степени участия международного сообщества оно может занимать позицию третьей стороны в конфликте, оказывать «добрые услуги» способствующие движению переговорного процесса или выступать в качестве наблюдателя.
Меры по установлению мира предпринимаются в том случае, когда вооруженная борьба уже идет. Одной из форм таких мер является проведение миротворческой операции, с использованием контингента международных вооруженных сил, по разведению огня. Однако подобные операции требуют взаимного разрешения сторон, а также сопряжены с значительными рисками, поскольку миротворцы могут оказаться объектами нападок одной или обоих сторон, а также неформально сочувствовать одной из сторон конфликта.