Дефицит бюджета
Дефицит бюджета – это состояние государственного бюджета, при котором расходы превышают доходы.
Существует обратная ситуация, когда доходы превышают расходы и формируется профицит бюджета. Считается, что небольшой управляемый дефицит является оптимальным вариантом для бюджета страны. Основная задача правительства заключается в том, чтобы создать такое соотношение доходов и расходов, при котором бюджетная система будет сбалансирована. Сбалансированность заключается в том, что сумма запланированных расходов должна быть покрыта за счет планируемого объема доходов.
Несбалансированное состояние государственной казны не может считаться бюджетом в принципе.
Профицитный бюджет ведет к тому, что эффективность использования средств бюджета снижается. В результате повышается нагрузка на экономику. Чтобы достичь сбалансированности используются следующие инструменты:
- Установление лимита средств бюджета.
- Распределение средств между разными уровнями бюджета.
- Проведение мероприятий по максимизации средств в бюджете.
- Осуществление контроля над деятельностью бюджетных учреждений.
- Регулирование межбюджетных отношений.
- Использование принципа экономии расходов.
- Бюджетные заимствования, способствующие привлечению денег.
Бюджетный дефицит образуется из-за того, что растут расходы бюджета. Он может быть вызван перестройкой экономики, модернизацией промышленности. Дефицит может быть следствием государственного долга. В период экономических кризисов государство также стремится снизить расходы, так как доходы в бюджет существенно уменьшаются. Причинами дефицита могут быть войны, стихийные бедствия, массовые беспорядки, неэффективная финансовая система страны. негативное влияние оказывает коррупция, неэффективная налоговая политика и рост доли теневого сектора.
Бюджетный дефицит Франции и перспективы его уменьшения
В 2020 году ВВП Франции упал на 8%, что оказалось рекордным значением со времен Второй мировой войны. В 2021 году рост ВВП составил 7%. Такой темп роста оказался исторически значимым результатом. Все это произошло на фоне снижения числа нетрудоустроенных почти на 500 тысяч человек. По официальным данным за 2021 год правительство страны превысило бюджет на 60 миллиардов евро, что привело к росту дефицита бюджета. Он составил примерно 7%, что увеличило государственный долг до 113%.
Государственная система страны работает таким образом, что бюджет планируется с точки зрения принципа сбалансированности. Изначально наличие в нем дефицита запрещалось. Со временем этого принципа стало достаточно сложно придерживаться, поэтому был выработан новый подход. На начало года действовал бездефицитный бюджет, который к концу года дополнялся еще одним дополнительным бюджетом.
Изначально такой подход был эффективным, так как дефицит был небольшим и управляемым. Но со временем дефицит становился все больше. В начале 2000-х основой проблемой французского бюджета стал большой размер дефицита. Из-за политического и экономического устройства Франции значительная часть средств расходуется на социальное обеспечение и здравоохранение. Расходы на них из года в год продолжают расти. Одной из самых серьезных проблем французской экономики со времен глобального финансового кризиса 2008-2009 года является разбалансированность государственных финансов. Страна до сих пор входит в список государств, чей государственный долг существенно превышает нормативы, установленные ЕС. Относительно таких стран предусмотрены дисциплинарные взыскания.
Франции удалось выполнить требования только в 1998-2000, в 2010-2011, в 2014-2015 гг. В другое время программы стабилизации были слишком амбициозными и в результате государство серьезно превышало расходы, а экономика не достигала планируемых темпов роста.
Сегодня планирование бюджета Франции можно охарактеризовать следующим образом:
- Высокий уровень государственных расходов.
- Слабая ориентация расходов на будущее.
- Вред экономическому росту.
- Довольно высокий уровень безработицы.
Эксперты полагают, что снижение государственных расходов, сможет повысить эффективность, ускорить рост экономики, а также создаст пространство для новых маневров в рамках бюджета. Структура государственных расходов должна быть изменена следующим образом - нужно увеличить затраты, полезные для укрепления экономики страны. То есть они должны вкладываться в развитие производственного потенциала, расширение финансирования модернизации. Все эти мероприятия должны проводиться на фоне сокращения расходов социального блока. Считается, что расходы на социальные нужды во Франции слишком высокие.
На конец 2021 года дефицит государственного бюджета Франции упал до 181 миллиарда евро. Государственный долг составил 116% от ВВП. Чтобы обеспечить занятость, немного подстегнуть экономику, власти вновь вышли в дефицит бюджета в прошлом году. Однако, действия правительства привели к росту потребления, что увеличило рост экономики страны в третьем квартале до 3,1%. Также выросли показатели экспорта и импорта.
В целом, чтобы преодолеть дефицит бюджета руководству страны важно пересмотреть статьи расходов и найти новые пути увеличения доходов бюджета. Слишком многие факторы влияют на стабилизацию социально-экономического положения страны. Пересмотреть основной политический курс важно для того, чтобы не достигать положительных результатов за счет увеличения расходов. Некоторые партии предлагают выйти из состава Европейского Союза, чтобы Франция могла свободно определять свой внутриполитический курс без согласования с Европейским парламентом.