Глобальные перспективы развития российско-американских отношений
Российско-американские отношения – это дипломатические и иные международные связи между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.
Согласно многочисленным прогнозам политологов и экспертов в области международных отношений и внешней политики РФ российско-американские отношения в ближайшем будущем будут оставаться довольно конфликтными. Наиболее острые проблемы наблюдаются в сфере стратегической стабильности и непосредственно с ней связанной проблематикой нераспространения ядерного оружия. Менее значимыми, но от того не менее конфликтными выступают энергетические и международно-правовые проблемы. Еще больше российско-американские отношения осложняются отсутствие у сторон какого-либо комплекса стабилизирующих экономических связей. Единственным таким фактором может считаться система военно-стратегического паритета.
Итак, основными глобальными проблемами в отношениях между Россией и США являются:
- проблема стратегической стабильности;
- проблема нераспространения ядерного оружия;
- проблема реформы системы международного права;
- проблемы энергетической безопасности.
Вопрос политической стабильности затрагивает, прежде всего, проблему стратегических оборонительных и наступательных вооружений (СНВ-3). Госдеп США в преамбуле договора видит всего лишь параметры будущих переговоров по части ограничения вооружений в то время, как МИД РФ, рассматривает ее с позиции обязательств США по введению ограничений на число развертываемых систем ПРО.
Нераспространение ядерного оружия является весьма конфликтной сферой отношений между Россией и США. Основная проблема заключается в наличии между странами комплекса противоречий относительно политики в отношении стран-аутсайдеров международной системы нераспространения.
США разработали и утвердили стратегию контрраспространения ядерного оружия. Основные прецеденты ее реализации представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые прецеденты реализации стратегии контрраспространения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Россия к данной политике относится весьма настороженно и не понимает, почему США, позволяя Германии и Франции проводить собственную политику относительно «проблемных стран», отказывают в этом праве российской стороне.
Определенные сложности в российско-американских отношениях вызывает проблематика реформы системы международного права. В результате утверждения американского лидерства перед США встала необходимость проведения политики по реформированию структуры мирового порядка. При этом США используют определенные механизмы, затрагивающие российские интересы. Прежде всего речь идет о стремлении к снижению роли Совета Безопасности ООН как ключевого института, несущего ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Кроме того, речь идет о международных спекуляциях итогами Второй мировой войны и тематикой сталинизма, а также о политизации тематики коррупции.
Потенциально конфликтными были и по-прежнему остаются вопросы в сфере энергетической безопасности. Вашингтон неустанно разрабатывает и на практике апробирует различного рода варианты по противодействию «энергетическому оружию» России. Перечень инициатив американской стороны огромен, начиная от поддержки Белоруссии и Украины в энергетических конфликтах, и заканчивая поощрением политики Туркменистана в части создания системы экспорта углеводородов минуя Россию.
Перспективы развития российско-американских отношений при Байдене
Рассчитывать на улучшение российско-американских отношений после прихода к власти в США Джо Байдена вряд ли приходится. Хоть небольшой, но все же простор для развития диалога между странами в сфере контроля над вооружениями может дать продление СНВ-3. Договор СНВ-3, заключенный в 2011 году между США и Россией предполагает необходимость сокращения каждой из сторон своих ядерных арсеналов. На сегодняшний день СНВ-3 является единственным действующим в сфере ограничения вооружений договором между РФ и США.
Несмотря на опасения экспертов, согласно официальной позиции главы российского государства, Россия будет исходить в своей внешней политике в отношении США из того, что Байден будет решать проблемы в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Сами же эксперты не ждут от нового президента США заявлений о дружбе с Россией и ожидают продолжения санкционной политики со стороны Вашингтона.
В ближайшем будущем санкционное давление со стороны США не только не уменьшится, но, возможно, даже возрастет. В то же время восприниматься Россией оно будет менее болезненно, нежели при Трампе. Кстати сказать, с приходом в 2016 году к власти Дональда Трампа многие ждали реальной перезагрузки отношений между Россией и США. Однако, этого так и не произошло.
Таким образом, в настоящее время российско-американские отношения находятся на крайне низком уровне. Перспективы в них останутся прежними. Единственной позитивной тенденцией можно считать рост торговли между странами, однако с учетом масштабов национальных экономик России и США ее уровень по-прежнему остается минимальным:
- переговоры между странами не ведутся;
- совместных проектов не планируется.
Каких-либо изменений относительно другого конфликта российско-американских интересов – проекта «Северный поток – 2» – ждать также не приходится. В то же время российская сторона отмечает, что запуск газопровода является уже решенным вопросом. Согласно прогнозам давление в отношении проекта сохранится, однако, будет менее экономически острым, нежели было ранее. Санкции в отношении «Северного потока – 2» будут носить не столько антироссийский характер, сколько будут направлены против конкретных компаний и лиц.
Многие отмечают, что США сегодня рассматривают Россию в качестве непосредственного и прямого военного конкурента, коим считают и Китай. В целом американская политика на мировой арене не претерпит существенных изменений. Надеяться на улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном в ближайшем будущем, к сожалению, не приходится.