Пенсионная реформа
Пенсионная реформа – это комплекс правовых, организационных, политических и экономических мероприятий, направленных на обеспечение нормального уровня жизни людей старшего возраста.
Реформирование пенсионной системы может затрагивать разные аспекты, например:
- Накопительную часть, которая отчисляется и инвестируется трудоспособным населением в пользу будущих пенсионных выплат.
- Солидарную часть, которая формируется за счет страховых взносов трудоспособных граждан.
- Размер пенсии и условий ее получения.
Действующие пенсионные системы разных стран со временем перестали отвечать текущим потребностям экономики. Дело в том, что количество стареющего населения неуклонно растет. Уже к 2050 году ожидается, что людей пенсионного возраста в мире станет более 2 миллиардов. В результате на каждого трудящегося будет приходиться один пенсионер, что существенно загрузит социальную систему. Большинство стран уже сейчас испытывают дефицит пенсионной системы, особенно те их них, кто делает упор на перераспределение средств между поколениями.
Всемирный банк предлагает ввести обязательную накопительную часть. Реформирование пенсионных систем также курируют Международная организация труда, Международная организация социального обеспечения. Эти структуры обсуждают целесообразность сохранения распределительной системы, либо ее совмещения с накопительной системой отношений. В результате специалисты пришли к выводу, что единого подхода в данном вопросе быть не может. Каждая страна самостоятельно определяет, как и каким образом, реформировать систему в зависимости от ее текущего положения и общих целей.
Пенсионные реформы в странах Центральной Европы
В большинстве развитых стран преобладает смешанный тип пенсионных систем, что, среди прочих факторов, обусловлено невозможностью мгновенного внедрения накопительной части. Современные пенсионные системы, как правило, являются трехуровневыми и основываются на модели, предложенной Всемирным банком в 1990 году.
Первый уровень представлен государственным пенсионным обеспечением, построенным на принципах распределительной системы. Она гарантирует базовую пенсию, размер которой не зависит от вклада участника в систему. Такая система защищает население от бедности.
Второй уровень представлен обязательным пенсионным страхованием, включающем в себя принципы распределительной и накопительной систем. Здесь учитывается вклад участника в систему.
Личное пенсионное обеспечение строится на принципах накопительной системы. Размер начислений зависит исключительно от суммы накопленных индивидом средств.
Реформирование пенсионных систем стран Европейского Союза ориентировано на увеличение пенсионного возраста, стимулирование трудовой деятельности пенсионеров, сокращение доли досрочного пенсионного обеспечения. Изменения затрагивают также увеличение объема накоплений по обязательному и накопительному пенсионному страхованию.
В Италии, Чехии и Франции средством достижения увеличения продолжительности трудовой жизни служит рост минимального трудового стажа. Португалия стимулирует население к накоплениям, от суммы которых зависит размер устанавливаемой пенсии. Другие страны ЕС увеличивают возраст выхода на пенсию.
Увеличение продолжительности трудовой жизни в ЕС происходит за счет сокращения доли использования населением досрочного пенсионного обеспечения и соответствующих льгот. Данная проблема возникает в странах с фиксированным трудовым стажем. Часть стран даже отменили возможность досрочного выхода на пенсию.
Пенсионные реформы в странах Восточной Европы
В Словакии пенсионный возраст для мужчин был повышен до 60 лет, для женщин до 57. Также были предусмотрены льготы при досрочном выходе на пенсию. Однако число пользующихся данной льготой остается небольшим. Досрочный выход на пенсию был отменен еще 1999. Для военнослужащих разработана отдельная система пенсионного обеспечения. В целом вплоть до 2012 года эти изменения позволили избежать дефицита в пенсионной системе Словакии.
Российское правительство провело реформирование распределительной системы. Отчисления в нее были централизованы в государственном казначействе. Периодически государство повышает размер распределительной пенсии. Чтобы досрочно выйти на пенсию без потери размера отчислений, вводятся накопительные схемы. Однако при реализации данных задач возникают проблемы с финансированием, институциональным обеспечением. Личные пенсионные накопления тоже вводятся, но здесь возникает проблема слабой дисциплины граждан и высокие риски по инвестиционным портфелям.
В Украине с 2003 года реализуется увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, для женщин до 60 лет. При расчете пенсий возможно увеличение стажа. Также сокращаются льготы. Основная часть пенсии находится под управлением государства. Добровольные пенсионные фонды существуют, но они плохо регулируются и контролируются.
Литва тоже применила политику повышения пенсионного возраста. Но позже из-за непопулярности решения он был снижен. Льготы по отраслям также были значительно сокращены.
В Сербии и Черногории серьезных изменений пенсионной системы не наблюдается. Специалисты отмечают, что она ориентирована на нужды людей в первую очередь. Но данный подход не может реализовываться в долгосрочной перспективе, так как для финансового обеспечения он является нецелесообразным.
Реформирование албанской пенсионной системы началось еще в 1993 году. Здесь реализуется двухуровневая формула выплат, предполагающая учет средств базовой пенсии и надбавку. И та, и другая величина привязана к размеру заработной платы. Правительство Албании отменило досрочный выход на пенсию. Индексация пенсионных отчислений проводится на основе колебания цен.
Молдова провела реформу распределительной системы и увеличила выход на пенсию. Были ужесточены требования к стажу, отменены льготы.
Таким образом, страны Восточной Европы используют самый простой механизм – увеличение возраста выхода на пенсию, что обычно воспринимается населением негативно. Низкая финансовая грамотность населения, централизация власти и финансов не дают создавать гибкие условия для реализации пенсионных программ.