Европейская система безопасности
Европейская система безопасности -это комплекс мероприятий, предпринимаемых ЕС в части поддержания целостности и защищенности государств, входящих в его состав.
В 2003 году ЕС была принята Стратегия безопасности. В ней были четко сформулированы цели и ценности, которые способствуют установлению безопасности во всей Европе. Стратегия представляет собой последовательные действия, которые исполняются уполномоченными органами для получения конкретного результата. Стратегия безопасности ЕС выявила ряд угроз и проблем, который затрагивают ее интересы. Среди них особо следует отметить:
- распространение оружия массового уничтожения.
- терроризм и организованная преступность.
- обеспечение безопасности в кибернетическом пространстве.
- энергобезопасность.
- изменение климата.
Одним из действенных инструментов поддержания безопасности Европы считается расширение географии действия стратегии. Так еще в 2005 году начались переговоры с Турцией о ее вступлении в ЕС. Продолжаются переговоры со балканскими странами. Однако у ЕС есть определенный перечень требований, которым должна соответствовать страна, чтобы стать его частью. Это тоже своего рода инструмент обеспечения безопасности Союза, так как страны с нестабильной экономикой могут оказать негативное влияние на всю систему безопасности в целом.
Политика безопасности ЕС направлена на то, чтобы обеспечить мир и спокойствие в странах, граничащих с Союзом. Действует европейская система добрососедства, направленная на восточные страны и граничащие государства.
Недееспособность ряда государств также рассматривается в качестве угрозы, так как подобное положение вызывает социальное недовольство, способствует развитию преступности, терроризма и углублению внутренних религиозных и этнических конфликтов. Политика ЕС заключается в продвижении демократических ценностей во всем мире. Важным направлением остается поддержание безопасности в соседних странах, поэтому ЕС предпочитает сотрудничество или поиск компромиссных решений, также использует миротворческие и гуманитарные акции для поддержания мира.
Отношения Украины и Евросоюза в контексте формирования системы европейской безопасности
Отношения между ЕС и Украиной базируются на концепции «Восточное партнерство». Это проект ЕС, направленный на установление интеграционных связей с бывшими союзными республиками СССР. В их число входят:
- Азербайджан.
- Армения.
- Беларусь.
- Грузия.
- Молдавия.
- Украина.
Три последних страны объявили о своем желании вступить в ЕС. Граждане этих стран пользуются безвизовым режимом с ЕС. Также они создали формат сотрудничества друг с другом, который называется Ассоциированное трио. Идея «Восточного партнерства» заключается в том, чтобы обеспечить демократию, усовершенствовать систему управления и обеспечить стабильность в этих странах. Далее планируется экономическая интеграция и конвергенция с хозяйственной системой ЕС. Сотрудничество охватывает энергетическую отрасль и развитие отношений в области миграционной политики.
Первое соглашение о партнерстве и сотрудничестве между европейскими странами и независимой Украиной было заключено еще в 1994 году. Оно вступило в действие в 1998 году и просуществовало десять лет. Внешняя политика Украины все это время была направлена на европейскую интеграцию. Однако, в 2013 году ЕС отказал Украине в принятии в свои ряды стран, так как она не выполнила требования.
После событий 2014 года между ЕС и украинским правительством был подписан блок соглашений, затрагивавший политическое взаимодействие в вопросах безопасности и борьбы с терроризмом.
Отношения Украины, России и Евросоюза в контексте формирования системы европейской безопасности
Российская сторона полагает, что сближение Украины с ЕС, а также создание Ассоциированного трио бросает вызов российским интересам на всем постсоветском пространстве. Эксперты считают, что это шаг направлен на то, чтобы ЕС смог окончательно дезинтегрировать постсоветское пространство и дестабилизировать СНГ. Получается, что часть стран столкнулись с дилеммой – выбрать демократическое будущее ЕС, либо остаться в прошлом с Россией.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров прокомментировал данную ситуацию как попытку искусственно разделить страны содружества.
Признание Россией Донецкой и Луганской народных республик стало новым шагом в развитии отношений между РФ, Украиной и ЕС. Эксперты полагают, что если на востоке ЕС разразится вооруженный конфликт, то это ударит, в том числе, по интересам европейских стран. Для ЕС вооруженное столкновение грозит:
- перебоями в поставках сырья.
- волной беженцев.
- убытками от списания кредитов на миллиарды евро.
- скачком цен.
- возрастанием расходов.
ЕС на данный момент не стремится поддерживать санкции, которые уже предложили США. Ключевые страны ЕС рассматривают возможности компенсации потерь для бизнеса и граждан. Санкции могут обернуться катастрофой для европейских стран. Россия может ввести ответные меры, так как у страны есть рычаги давления. РФ является пятым по объему торговли партнером ЕС, а Украина – 18-м. Европейские страны и Украина сильнее пострадают от конфликта с РФ. Кроме того, российская экономика и финансовая система могут быть быстро стабилизированы за счет средств, накопленных в Стабфонде. В Россию из ЕС идет около 80 % высокотехнологичного экспорта, что может негативным образом повлиять на экономику Европы в случае введения санкций.
Таким образом, отношения между нашей страной, Украиной и ЕС сложились непростые. Украина ждет поддержки со стороны Европы, Европа, в свою очередь, просчитывает риски и не спешит конфликтовать с Россией. Замена поставщика энергоресурсов для ЕС будет весьма затратным и проблематичным мероприятием, грозящим финансовыми потерями.