Европеизация – это процесс институционализации и распространения норм, процедур, ценностей, которые сначала вырабатываются на наднациональном уровне, а затем внедряются на национальном.
Понятие, виды европеизации
Понятие европеизации стало объектом интенсивного изучения в 90-е годы прошлого столетия на фоне значительной активизации интеграционных процессов ЕС, прежде всего ратификации Маастрихтского договора, а также расширения ЕС на восток после распада социалистического лагеря. Прежде всего феномен европеизации рассматривается самими европейскими исследователями в рамках и применимо к процессам, протекающим в объединенной Европе. Один из первых исследователей данного феномена Р. Ладрек выделил два основных подхода:
- восходящий,
- нисходящий.
Восходящий подход рассматривает европеизацию как процесс перехода национальных правовых норм, практик, а также общественных и культурных ценностей на наднациональный, общеевропейский уровень. Прежде всего данный подход затрагивает нормы и ценности стран-лидеров ЕС, таких как Франция, Германия, Великобритания, национальная специфика которых в период активного становления единой Европы нашла свое реальное отражение в формировании наднациональных институтов Евросоюза.
В свою очередь нисходящий подход сконцентрирован на прямо противоположных процессах, а именно влиянии функционирующих на общеевропейском уровне норм, стандартов, ценностей, процедур и т.д., на национальный уровень государств входящих в состав Евросоюза. Прежде всего данные процессы интенсивно разворачивались в государствах, сравнительно недавно присоединившихся к ЕС, которые в свою очередь подтягивали как свою формальную организацию, так и ценностно-культурный уровень к европейскому стандарту.
По мере развития представлений о европеизации начали выделять также внутреннюю и внешнюю европеизацию. Внутренняя европеизация представляет собой то самый классический предмет исследования, т.е. процессы, происходящие в рамках самого ЕС. Внешняя – это попытки выстраивания такого взаимоотношения с другими странами, не входящими в ЕС, при котором происходит сближение их правовых норм и процедур, а также ценностей и культуры с неким европейским стандартом. Прежде всего внешняя европеизация распространяется на страны, не участвующие непосредственно в Евросоюзе, но являющимися членами других европейских интеграционных объединений – Норвегии и Швейцарии. Также политика европеизации проводится в отношении стран, стремящихся в будущем вступить в ЕС, или установить с ним плотные партнерские взаимоотношения, например, в отношении стран из программы Восточного партнерства, куда входят и Беларусь, и Украина, и Грузия, и Казахстан и многие другие страны. Отдельное направление европеизации связано со странами т.н. «средиземноморского партнерства», т.е. государствами северной Африки, которые сами, впрочем, более склонны идентифицировать себя как часть арабского мира, нежели европейского.
Европеизация и Россия
Без преувеличения в качестве отдельного направления европеизации можно выделить взаимоотношения ЕС и России. В период с 1991 по 2007 года, европеизация рассматривалась как важный фактор развития политической, правовой, культурно-ценностной структуры РФ, по мере ее перехода от авторитарно-идеологической, к рыночно-демократической системе. Определяющим нормативным документом данного процесса стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 1994 года, в рамках которого отношения между Россией и ЕС интенсивно развивались на протяжении 12 лет. С 1994 по 2004 год было достигнуто множество соглашений в рамках приведения российского законодательства, особенно в области международной торговли к европейскому стандарту, активно развивались программы культурного, научного партнерства, ЕС выступает одним из главным торговых партнеров России на долю которого приходится 44% отечественного экспорта. Высокое значение процессов европеизации для России имело также в ракурсе присоединения страны к ВТО, которое также выдвигало определенные требования к стандартам законодательства, правовой базы, проводимых процедур и т.д.
Вместе с тем, содержание политики европеизации в отношениях ЕС и России определялось не только потребностями и стремлениями РФ, но и внутренней повесткой самого Евросоюза. Если в 90-е годы интеграционные процессы были наиболее сильны, что в свою очередь подталкивало Евросоюз к экспансии ценностей и норм в соседние страны и регионы, «экспорту демократии», то в 2000-2004 годах, внутри самой ЕС произошла переориентация на национальные приоритеты, в сравнении с наднациональными интересами и механизмами. Особенно данная тенденция усилилась после провала проекта конституции Евросоюза в 2005 году. В свою очередь отношения РФ и ЕС стали принимать в большей степени характер двусторонних соглашений с отдельными странами, что предоставляет большее поле для маневрирования.
Также из программы партнерства с ЕС все больше вымывается ценностный компонент, а сами отношения из ориентации на ЕС и стремления приближения к европейским стандартам, стали более прагматическими, основанными на понимании собственных интересов и ценностей. Вместе с тем, сотрудничество ЕС и России продолжало наращивать обороты вплоть до политических событий 2013-2014 годов на Украине, которые повлекли за собой наложение санкций и ответных контрсанкций и, как следствие, небывалый откат во взаимоотношениях.
Современные перспективы взаимоотношений ЕС и России
В настоящее время отношения ЕС и РФ однозначно оцениваются как пессимистические, что связано с наличием противоречий и взаимоисключающих позиций в первую очередь по политическим аспектом. Главной точкой преткновения был и остается конфликт на Украине, а именно урегулирование конфликта на восточной Украине в соответствии с Минскими договоренностями, а также альтернативная позиция РФ и ЕС по вопросу Крыма. Также в общественном и культурном пространстве как ЕС, так и РФ создается напряжение, через взаимные обвинения, выставление оппонентов в неприглядном виде, создании «образа врага». Наконец в значительной степени затруднено протекание переговорных процессов, которые позволили бы прояснить подлинные интересы обоих сторон и наметить точки соприкосновения, в следствии исключения России из G8, а также прекращения практики саммитов Россия-ЕС.
Вместе с тем некоторые эксперты, например, В.А. Рыжков, выделяют ряд факторов, которые могут поспособствовать возобновлению отношений между Россией и ЕС:
- рутинизация кризиса, выражающаяся в снижении интенсивности и усталости от конфронтации, а также понимании бесперспективности противостояния в стратегическом плане;
- пересмотр европейскими политиками ответственности за отсутствие прогресса по реализации Минских договоренностей на Украине, в отношении понимания тормозящей роли украинских политиков;
- рост взаимных экономических издержек от санкций и контрсанкций и понимание необходимости возобновления отношений;
- рост числа контактов на высшем уровне между руководством РФ и ЕС, а также отдельными странами Евросоюза;
- смена внешнеполитического курса США с глобализации на протекционизм, отказ учитывать интересы европейских партнеров.