Международные отношения
Международные отношения – это специальная форма общественных связей, которые выходят за рамки территориальных границ страны.
Участниками международных отношений обычно выступают государства. Они имеют полномочия на установление дипломатических отношений, заключение соглашений и контрактов. То есть государства имеют международный правовой статус, позволяющий им действовать как полноправный субъект отношений.
Согласно ведущей школе политологии международные отношения носят анархический характер. Неопределенность в них настолько высока, что подготовка любого внешнеполитического шага требует тщательной предварительной подготовки и планирования. При этом внешняя политика является продолжением национальных целей и задач, и напрямую зависит от решений правительства.
Однако, международные отношения не ограничиваются только политикой, они осуществляются в экономике, в социальной сфере, в культуре, образовании, науке. Здесь участниками отношений могут выступать отдельные коммерческие и некоммерческие структуры, частные лица, международные организации, финансовые учреждения и другие акторы.
Основным средством построения международных отношений является дипломатия. После Второй мировой войны любые вооруженные конфликты приравниваются к преступлению, поэтому страны договариваются между собой путем дипломатических переговоров. Хотя большинство политологов склоняется к тому, что влияние оказывает та страна, у которой есть те или иные преимущества на международном уровне. То есть, основным инструментом остается сила и принуждение, хоть они приобрели форму санкций.
Таким образом, международные отношения являются особой форой взаимодействия стран друг с другом. В них каждое государство стремится сохранить свою целостность, независимость, реализовать свои цели и задачи.
История отношений между КНР и Австралией
Более 50 лет у власти в Австралии находится 2 политические силы:
- Лейбористская партия.
- Либеральная коалиция.
Внешняя политика страны зависит от того, какая из партий находится у власти. Но обе партии придерживаются трех базовых принципов. Австралия поддерживает тесные отношения с США, развивает отношения со странами Азии, принимает активное участие в работе международных организаций.
США является гарантом безопасности Австралии, что накладывает определенный отпечаток на внешнюю политику страны. Отношения со странами Азии стали развиваться ее в середине прошлого века. Партии, находящиеся у власти влияют на то, насколько свободно страна себя чувствует в построении связей с азиатскими странами в контексте сотрудничества с США. Это происходит из-за того, что в сфере безопасности Австралия зависит от США, а вот в сфере экономики и торговли от отношений с Китаем. Правительству приходится искать сложный баланс между двумя полюсами.
В целом с начала 21 века отношения между Китаем и Австралией остаются достаточно сложными. Несмотря на то, что они носят стратегический характер, остается ряд неразрешенных проблем:
- Контакты австралийского правительства с Тайванем.
- Расхождение во взглядах относительно региональной политики.
- Участие Австралии в трехстороннем стратегическом диалоге, который Китай рассматривает, как инструмент сдерживания своего развития.
Победа Либеральной партии на выборах привела к тому, что отношения между сторонами стали ухудшаться. Еще одним проблемным участком стало сближение Австралии с Японией, что вызвало серьезное недовольство со стороны Китая. Австралийская сторона выступала с резкой критикой действий КНР в водах вблизи Японии. Это происшествие способствовало сближению Австралии и Японии. Причем австралийская оппозиция и бизнес-круги стали волноваться относительно ухудшения отношений с КНР, потому что это прибыль и возможность действовать в Азиатском регионе под защитой крупного партнера. Но несмотря на кризис в политических отношениях, развитие экономических отношений продолжилось.
Экономические отношения между КНР и Австралией
С 2005 года идут переговоры между Австралией и КНР о создании зоны свободной торговли. Весной 2014 году премьер-министр Эббот отправился с официальными визитами в Японию, КНР и в Южную Корею. Обострившиеся отношения между странами настраивали аналитиков на пессимистичные прогнозы. Однако, Эббот добился больших успехов, договорившись со всеми странами о заключении двусторонних договоров на ведение свободной торговли.
Единственной проблемой остался вопрос китайских инвестиций. Австралийская сторона ограничивает приток китайского капитала, что КНР, в свою очередь, рассматривает как дискриминацию.
В 2015 году премьер-министр Австралии сменился, китайская сторона имела большие ожидания касательно его появление у власти. Одной из целей предвыборной компании Тернбулла было снижение напряжения со странами Азии. В целом его политика в отношении КНР была намного мягче.
Либеральная коалиция у власти в Австралии действует в раках прозападной парадигмы, прислушиваясь к внешнеполитическому влиянию США. Китай, несомненно, является желаемым партнером для Австралии, что правительство страны не отрицает и пытается выстраивать отношения с КНР в тех условиях, в которых оно находится. При этом оно понимает, что сотрудничество с Японией и США осложняет контакт. КНР, в свою очередь, ищет рынки сбыта и место приложения финансового капитала, поэтому тоже заинтересован в отношениях с Австралией. Несмотря на политическую напряженность сторонам удается поддерживать торговые связи. В своих политических действия Австралия так же сменила довольно критичную риторику относительно Китая на более гибкий подход. Страна является крупным экспортером ресурсов, а производство КНР нуждается в них. Поэтому Китай остается важным стратегическим и экономическим партнером Австралии.