Диалоговое партнерство АСЕАН
АСЕАН или Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – это межправительственное региональное объединение 10 стран Юго-Восточной Азии.
Официально АСЕАН была образована в 1967 году. Изначально в нее входило всего пять стран – Сингапур, Филиппины, Таиланд, Малайзия и Индонезия. Спустя годы к ней присоединились Бруней, Мьянма, Лаос, Вьетнам и Камбоджа. На сегодняшний день еще двум государствам предоставлен статус наблюдателей – Новой Гвинеи и Восточному Тимору.
Ассоциация призвана преследовать различные цели. Все они, в конечном счете, сводятся к четырём сферам сотрудничества – упрочнению мира и стабильности, экономической, социальной и культурной сферам.
В рамках своей деятельности АСЕАН сотрудничает с другими государствами (рисунок 1).
Рисунок 1. Партнеры АСЕАН. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе сотрудничества АСЕАН с другими странами лежит система диалоговых партнёрств. Одной из первых стран, с которой АСЕАН было заключено диалоговое партнерство, считается Австралия.
Таким образом, Австралия является первым международным актором, с которым АСЕАН были установлены отношения диалогового партнерства. На сегодняшний день диалог между Ассоциацией и Австралией характеризуется наличием предпосылок для активизации. Основной причиной тому выступает, прежде всего, наличие взаимного интереса в развитии АСЕАНоцентричной инициативы Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (сокращенно – ВРЭП) и повышении международной стабильности в рамках их географического ареала.
История развития отношений между АСЕАН и Австралией в рамках диалогового партнерства
Для начальной стадии развития сотрудничества между АСЕАН и Австралией было характерно наличие приоритета экономики над политикой, что в целом контрастировало с общим курсом интеграционного объединения, приоритет уделявшего именно политической стороне сотрудничества. Еще одной отличительной особенностью принято считать сильную экспертную составляющую.
Начало диалога между АСЕАН и Австралией было положено в середине 1970-х гг. В 1974 году были установлены первые отношения в рамках диалогового партнерства, а стороны стали выстраивать взаимоотношения в рамках Программы экономического сотрудничества. Последняя была ориентирована на расширение торговых споров, а также оказание экспертного и технического содействия странам АСЕАН со стороны Австралии по части науки и технологий, сельского хозяйства и производства продуктов питания.
В конце 1980-х гг. Программа экономического сотрудничества была расширена. В частности, стороны особое внимание уделили инвестициям и торговле, сельскому хозяйству, науке, технологиям и развитию человеческого потенциала. Самое важное, однако, заключалось в том, то Австралия выказала поддержку нацеленности АСЕАН на выстраивание общерегиональной структуры обсуждения вопросов, касающихся тихоокеанско-азиатской безопасности.
Наиболее сложным периодом диалогового партнёрства АСЕАН и Австралии оказались кризисные 1997-1998 гг., вслед за которыми последовал спад в отношениях сторон. АСЕАН основное внимание уделяла сотрудничеству с участниками АСЕАН+3. Тот факт, что Австралия в 1999-2002 гг. приняла участие в миротворческой операции ООН в Восточном Тиморе, рассматривалось АСЕАН как вмешательство во внутренние дела Индонезии и нарушение базовых принципов сотрудничества.
После того, как этот непростой период был пройден, в 2002 году между Австралией и АСЕАН был подписан Меморандум о Взаимопонимании касательно Программы по развитию сотрудничества, ориентированного на три направления:
- оказание поддержки исследований в сфере экономического сотрудничества одновременно с усилением взаимодействия Секретариата АСЕАН, его академических институтов и Австралии;
- проекты по повышению конкурентоспособности АСЕАН;
- поддержание развития человеческого потенциала.
Точкой повторной активизации сотрудничества АСЕАН и Австралии стала середина 2000-х гг. Ассоциацией было принято решение о разработке потенциала выстраивания взаимовыгодных отношений с Австралией. Сторонами были предприняты инициативы по противодействию нетрадиционных угрозам безопасности.
Кульминационной точкой диалогового партнерства АСЕАН и Австралии принято считать середину 2000-х – вторую половину 2010-х гг. Именно в это период был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключены соглашения по стратегическому партнерству. Помимо прочего сторонами было принято решение о проведении каждые 2 года на уровне глав государств и правительств саммитов.
К середине 2010-х гг. мотивация Австралии и АСЕАН к развитию сотрудничества возросла, а консолидирующей повесткой диалога стало ВРЭП. Рассмотрим его более подробно.
ВРЭП и интересы Австралии в нем
ВРЭП или Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство представляет собой основной перспективный асеаноцентричный проект экономического регионализма, в разработке потенциала которого заинтересована Австралия.
На сегодняшний день в число стран-участников ВРЭП входит 9 из 13 крупнейших торговых партнёров Австралии:
- Япония;
- Китай;
- Сингапур;
- Корея;
- Малайзия;
- Таиланд;
- Индонезия;
- Индия;
- Новая Зеландия.
В общей сложности на долю ВРЭП приходится порядка 60% всего внешнеторгового оборота Австралии и еще около 18% взаимных инвестиций. Развитие ВРЭП позволит Австралии существенно расширить свое присутствие на перспективных рынках. Среди последних особый интерес со стороны Австралии занимает индийский рынок, ведь с Индией у Австралии отсутствует соглашение о свободной торговле. К числу прочих мотивов участия Австралии в ВРЭП может быть отнесена возможность расширения инвестиционных обменов с экономиками Южной, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии.
Заключение ВРЭП будет важно с точки зрения фиксации обязательств конкретных государств в части вопросов иностранных инвестиций в лесную, рыбную, горнорудную и обрабатывающую промышленность, а также сельское хозяйство.