Хронология развития политических отношений Сирии и Российской Федерации
Политические отношения - это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе.
В 2000 году в Сирии произошло знаковое событие – смена власти с сохранением принципа «преемственности власти».
Преемственность власти – это передача власти, при которой сохраняются политический курс и идеологическая составляющая.
Смена власти в Сирии совпала с процессом смены политической элиты в Российской Федерации и избранием Владимира Путина президентом страны. Приход нового руководства в обоих государствах способствовал активизации российско-сирийских отношений, история которых началась еще в 1944 году.
Начало этих новых отношений было заложено 6 января 2000 года, подписанием между правительствами Сирии и России Долгосрочной программы в области экономического, технического и торгового сотрудничества.
В сентябре 2000 года представители обоих государств на основе ранее подписанной долгосрочной программы сотрудничества, договорились о развитии в следующих конкретных областях:
- Переработка сельскохозяйственных продуктов.
- Энергетика.
- Металлургическая промышленность.
- Освоение земель.
- Разработка рудных месторождений.
- Развитие железнодорожного сообщения.
- Производство материалов для различных областей строительства.
- Нефтегазовая добыча.
- Производство удобрений.
- Производство медикаментов.
- Производство средств борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
23 мая 2001 года состоялась встреча секретаря Совета безопасности Российской Федерации Рушайло и заместителя председателя Совета министров Сирии и по совместительству министра обороны Мустафы Тласа, в этой встрече также принимал участие министр обороны Российской Федерации Иванов. Предметом совещания была проблема международного терроризма. Результатом совещания стало определение направления развития антитеррористического сотрудничества специальных служб России и Сирии, а также обсуждение мер по противостоянию незаконного оборота наркотических средств, веществ и препаратов.
На заседании российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в 2001 году, было отмечено, что товарооборот между странами достиг отметки в 163 миллиона долларов. Россия продолжила принимать активное участие в сооружении и обслуживании объектов ирригации, энергетики, водного хозяйства и нефтяной промышленности на территории Сирии.
В 2002 году отношения между Сирией и Россией были приостановлены, из-за обвинения Болтоном сирийского правительства в применении химического оружия. Однако, Россия поддержала Сирию во времена ливано-израильского конфликта, с целью недопущения развития кризиса на Ближнем Востоке.
В период с 2002 года по 2004 год Россия продолжала поддерживать правительство Сирии на международной арене, но в ограниченном режиме, с целью сохранения баланса отношений с другими странами.
В 2004 году, Сирия оказалась в экономико-политической изоляции, спровоцированной правительством Соединенных Штатов Америки. Но Россия продолжила сотрудничество Сирией, и в сентябре 2004 года был создан Российско-Сирийский деловой совет, что расширило правовую область отношения двух стран.
В 2005 году была подписана декларация о сотрудничестве. В этом же году Россия списала 73 % внешнего долга Сирии.
В 2006 году было подписано Межправительственное соглашение об урегулировании задолженности Сирии перед Россией.
Товарооборот России и Сирии за период с 2005-2010 года вырос в 4 раза. В этот же период Россия продолжила проводить мероприятия по поддержке сирийского правительства на международной арене, а также возросла роль нашей страны в решении конфликта на Ближнем Востоке.
В 2010 году состоялся первый визит президента России в Сирию, предметом обсуждения опять был конфликт на Ближнем Востоке. А в 2011 году на территории Сирии начались военное противостояние сил правительства и оппозиции. Позже конфликт приобрел большие масштабы, но при этом Лавров выразил уверенность, что военное вмешательство во внутренние дела Сирии других стран недопустимо.
В 2012 году Россия начала оказание гуманитарной помощи Сирии, страдавшей о вооруженных конфликтов, а 3 августа того же года Россия предоставила кредит Сирии.
Политической основой отношений Сирии и России за период 2000-2018 года является взаимная поддержка государств на международной арене и активное наращивание товарооборота вплоть до 2015 года.
Роль России в сирийском кризисе
30 сентября 2015 года Россия ввела войска на территорию Сирии, участие в конфликте на Ближнем Востоке является первой операцией за пределами бывшего ССР и СНГ. Ввод войск был осуществлен по просьбе президента Сирии Башара Асада.
Позиция Российской Федерации в сирийском кризисе основывается на четырех принципах.
- Россия выступает против военного вмешательства сил Запада в конфликт на территории Сирии.
- Россия уважает независимость Сирии и подчеркивает, что судьба страны должна находиться полностью в руках ее населения.
- Россия выступает против любой формы гражданской войны на территории Сирии.
- Россия выступает за создание национального консенсуса по инициативе Организации Объединенных Наций.
Правительство Российской Федерации по ряду причин, среди которых значатся поддержание стабильности в регионе Ближнего Востока, предотвращение распространения экстремизма и терроризма на территории Сирии и Ближнего Востока, а также его распространение около России, предотвращение дальнейшего проникновения Запада на Ближний Восток, поддержка сложившихся связей с сирийским правительством и защита своих политических, экономических и военных интересов в Сирии начала поддержку политической системы Сирии, возглавляемую Башаром Асадом. Правительство России считает сирийский
кризис внутренним, который начался из-за вмешательства иностранных элементов во внутреннюю политику страны, поэтому вопросы и конфликты должны быть решены без вмешательства иностранных политиков и дипломатов. Россия считает законным нынешнее правительство Сирии, и подчеркивает роль и положение нынешнего президента страны Башара Асада в сложившейся ситуации, что должно способствовать сохранению целостности государства.
Выстраивание российско-сирийских отношений в период с 200 до 2018 года определялось согласно событий, которые происходили в данный исторический отрезок на международной арене. Оно соответствовало интересам Российской Федерации, основным из которых являлось желание сохранить статуса мировой державы, при этом политика страны сохраняла сбалансированный внешнеполитический курс.