Основы финансового сотрудничества стран БРИКС
Финансовое сотрудничество стран БРИКС – это взаимодействие стран «пятерки» (Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР) в финансово-экономической сфере в рамках интеграционного объединения.
В целом справедливо говорить о том, что валютно-финансовые взаимоотношения между странами подлежат усилению по мере увеличения взаимной торговли между ними, так как движение капиталов обслуживает, прежде всего, движение товаров и услуг.
В настоящее время можно выделить три основных направления в развитии финансового сотрудничества стран-участниц БРИКС. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Ключевые направления развития финансового партнерства стран БРИКС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из наиболее важных направлений развития финансового сотрудничества стран БРИКС считается их валютное сотрудничество. Использование национальных валют необходимо для прекращения монополии доллара, снижения зависимости экономик от колебания курса резервных валют и цен на сырьевые товары. Для этого главами государств-членов БРИКС определены следующие способы валютной интернационализации:
- увеличение объемов расчетов в национальных валютах;
- предоставление партнерам кредитных линий в национальных валютах;
- наращивание объемов торгов национальными валютами на биржах.
Несмотря на стремление стан-участниц БРИКС к интернационализации валют, существует ряд причин, сдерживающих возможности их роста. Прежде всего, речь идет о недостаточности развития национальных валютных и финансовых рынков, несущественной доли международных ценных бумаг, эмитентами которых выступают страны БРИКС и существовании валютных ограничений (особенно, в Китае и Индии). Кроме того, в международных операциях приоритет традиционно отдается использованию лидирующих валют, таких как доллар США и евро.
Второй, но не менее важной сферой финансового сотрудничества стран БРИКС является их участие в реформировании структуры Международного валютного фонда. Страны предлагают провести реформу системы квот в МВФ таким образом, чтобы у развивающихся стран появился хотя бы небольшой вес в принятии решений. Кроме того, они настаивают на необходимости изменения процедуры принятия решений по кредитованию в СДР и состава корзины СДР. Также они готовы инициировать введение новых резервных валют.
Третьим направлением взаимодействия стран БРИКС в финансовой сфере выступает создание единого финансового пространства на основе Нового банка развития (НБР) БРИИКС и Пула валютных резервов.
Создание НБР БРИКС несет в себе немало выгод для стран «пятерки». Основными из них считаются:
- новая глубина традиционных рынков и механизма интеграции национальных финансовых систем;
- формирование механизма привлечения финансовых средств;
- создание твердой экономической и политической основы для будущего роста и расширения БРИКС;
- использование национальных валют в рамках Банка.
Все это позволит развивающимся странам привлекать дешевые займы и даст возможность отказаться от услуг Всемирного банка. Страны БРИКС смогут обходить стороной МФР, находящийся в затяжной стадии реформирования. НБР БРИКС сможет стать альтернативой международным финансовым организациям. Кроме того, активное использование национальных валют послужит основой роста инвестиционных потоков и будет способствовать снижению зависимости стран БРИКС от экономик прочих стран мира.
Отдельного внимания заслуживает вопрос создания Пула валютных резервов. Его основной целью является оказание помощи странам-участницам в предотвращении нехватки краткосрочной ликвидности и оказании взаимной валютной поддержки. По сути, он станет своего рода «страховкой» на случай возникновения финансовых трудностей или бюджетного дефицита у одной из стран-участниц БРИКС.
Формирование финансового союза БРИКС
Сейчас уже можно говорить о постепенном формировании финансового союза группы БРИКС. Основными этапами его формирования эксперты считают:
- формирование законодательной базы;
- разработка внутренней документации;
- подготовка необходимой инфраструктуры;
- начало работы валютно-финансового союза.
Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
В рамках первого этапа предусмотрено подписание соглашений и создание Устава Банка развития и Пула валютных резервов. Кроме того, речь идет о необходимости создания единой межнациональной платежной системы, основанной на использовании во взаимных расчетах национальных валют.
Второй этап опосредован разработкой внутренних положений и документов, призванных регламентировать функциональную структуру элементов союза, и законодательным определением границ влияния будущих финансовых институтов.
Третий этап связан непосредственно с созданием необходимой инфраструктуры, призванной обслуживать валютно-финансовый союз. В рамках этого этапа ожидается создание клиринговых центров и формирование сети филиалов в каждой стране.
Наконец, в рамках четвертого этапа валютно-финансовый союз начнет свою работу.
Преимущества и недостатки создания валютно-финансовой зоны стран БРИКС
Создание валютно-финансовой зоны стран БРИКС несет в себе как положительные моменты, так и имеет негативные последствия.
К числу основных преимуществ ее создания эксперты относят ожидаемый рост спроса на кредитные ресурсы и их вложение в инфраструктурные проекты, что в свою очередь должно повлечь за собой рост экономического развития стран-участниц БРИКС. Кроме того, кредитование будет осуществляться на выгодных условиях, а зависимость стран БРИКС от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, МВФ и др., будет постепенно снижаться. К числу прочих ожидаемых выгод от создания валютно-финансовой зоны стран БРИКС можно отнести регулирование платежных балансов, поддержание валютной ликвидности и расширение использования национальных валют.
К числу возможных ограничений эксперты относят, прежде всего, высокую финансовую нагрузку на страны БРИКС и усиление их взаимозависимости. Кроме того, создание союза потребует довольно много времени. Все элементы его функционирования подлежат детальному обсуждению, а это может вызвать споры и недовольства ряда стран.