Энергетический диалог Россия-ЕС – это совокупность переговорных форматов, соглашений и достигнутых договоренностей в сфере энергетики между Россией и Европейским Союзом.
Становление энергетического сотрудничества России и ЕС
Отношения между Россией и ЕС в новейшее время характеризуются неоднозначно, они пережили значительные изменения и теперь характеризуются как обоюдная зависимость. Одна из основных сфер, в которых установлено плотное сотрудничество, представляет собой энергетическое взаимодействие.
В 1986 году премьер-министр Голландии Р. Любберс предложил Европе включить в сферу энергетического сотрудничества СССР. В 1989г. было подписано Соглашение между СССР и ЕЭС и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве. В нем также было предусмотрено сотрудничество в области энергетики, в том числе ядерной, а также энергетической безопасности (в том числе ядерной – физическая безопасность и радиационная защита).
Желание упрочить взаимодействие в области энергетики было отражено в Европейской энергетической хартии 1991 года. Хартия создавала механизм сотрудничества в энергетике между западной и Восточной Европой, постепенно она расширила свою географию, вобрав в себя многие государства Евразии, в том числе бывшие республики СССР. Стороны устанавливали в качестве цели стремление к повышению энергоснабжения, к эффективности энергопроизводства, снабжения, транспортировки и использования энергии. Государства-участники хартии устанавливали сотрудничество на энергетическом мировом рынке, основанное на принципах не дискриминации, экологичности и приемлемого ценообразования.
Россия подписала Энергетическую хартию в 1994 году, но отказалась ее ратифицировать.
Однако в 1994 году завершилось формирование роли России как поставщика энергетических ресурсов в Европу: было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (ратифицировано в 1996г.). Соглашение стало правовой и институциональной основой для взаимодействия между Россией и ЕС. Ст. 65 устанавливала принципы и области сотрудничества.
Выделялись следующие области сотрудничества:
- улучшение качества энергоснабжения;
- разработка энергетической политики;
- совершенствование управления энергетическим сектором;
- создание условий для расширения торговли и инвестиций в энергетической сфере;
- энергосбережение и эффективное использование энергии;
- модернизация энергетической инфраструктуры;
- влияние энергетической сферы на экологию;
- совершенствование видов подачи и потребления энергии.
Развитием отношений стало подписание в 1997 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Россия была принята в G8 – неофициальный форум лидеров стран, в который входят Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Канада, Япония, Россия, представлено на собраниях руководство ЕС. После 2014 года Россию исключили из данного формата международного взаимодействия.
Развитие энергодиалога Россия-ЕС
Энергодиалог России и ЕС как форма взаимодействия стал развиваться после 2000 года, когда на встрече в Париже России и ЕС было принято решение о его создании. Диалог в энегретической сфере стал первым из отраслевых диалогов, которые осуществлялись в двустороннем формате. Кроме того, это был первый диалог в энергетике для ЕС с внешним партнером.
Энергетическое сотрудничество РФ и ЕС имело следующие цели:
- создание единого экономического пространства;
- облегчение доступа ЕС к сырьевой и ресурсной базы России;
- организация бесперебойной транспортировки энергоносителей.
В целом, энергодиалог был направлен на решение всех вопросов, связанных с энергетикой, а также других сопутствующих вопросов (например, транспортных, инвестиционных, производственных и т.д.). База для создания такого формата уже была создана.
В 2009 году для предупреждения возникновения нарушения или угрозы нарушения энергетических поставок нефти, газа или электроэнергии из России в Москве был подписан Меморандум о Механизме раннего предупреждения в сфере энергетики. Такой документ был ответом на события транзита газа через Украину в 2009 году.
В 2011 году был создан Консультативный совет по газу, в который входило три группы, работающих по следующим направлениям:
- Долгосрочные газовые сценарии и прогнозы
- Развитие внутренних рынков ЕС и России
- Развитие газотранспортной инфраструктуры
В 2013 году была создана «Дорожная карта сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 г.». В ней провозглашалось в качестве цели формирование панъевропейского энергетического пространства с интегрированной инфраструктурой, открытыми рынками, развитой энергетической безопасностью. Достижение таких целей должно было способствовать устойчивому развитию ЕС и России. По отношению ко всем видам энергоресурсов (нефть, газ, электроэнергия, возобновляемая энергия), а также наиболее важным сферам были сделаны разбивки на этапы и сроки (осуществление к 2020, 2030, 2050 гг.).
Весной 2014 года энергодиалог между Россией и ЕС был заморожен по инициативе Евросоюза. В качестве работающей платформы осталась только одна вторая группа консультативного совета по газу (внутренние рынки ЕС и Россия).
Современный этап энергетического взаимодействия
После событий 2014 года и введения санкций в отношении России сотрудничество между Россией и ЕС в области энергетики также испытывало трудности. Однако современная ситуация такова, что Россия и Европа находятся во взаимозависимости. ЕС представляет собой традиционный рынок сбыта для российских энергетических ресурсов, однако и Европа не может без российского газа и нефти. Россия уже не «сырьевой придаток». В иностранных публикациях появилось определение России как «энергетической сверхдержавы». Россия для некоторых стран Европы является единственным поставщиком природного газа. Европа хорошо понимает данный факт, поэтому сейчас заинтересована в создании такой конъюнктуры, при которой Россия не имела бы возможностей использовать свои энергетические ресурсы как инструмент политики. Поскольку сфера энергетики не может освободиться от влияния политических вопросов, то в последние годы отношения России и ЕС характеризуются ростом напряженности. Причина заключается в поляризации интересов сторон.