Проблематика международной безопасности на современном этапе
Международная безопасность – это состояние международных отношений, характеризующееся с одной стороны соблюдением всеми странами общепризнанных принципов и норм международного права, а с другой – исключением возможности разрешения разногласий и спорных вопросов посредством силы или угрозы ее применения.
По масштабам своего проявления международная безопасность условно подразделяется на три уровня. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровни международной безопасности . Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обеспечение международной безопасности на глобальном уровне невозможно без обеспечения безопасности на региональном и национальном уровне. Именно поэтому Германия принимает участие в обеспечении международной безопасности на всех трех уровнях, особое внимание уделяя региональной иерархии.
К числу основных способов, посредством которых мировой сообщество обеспечивает международную безопасность, относятся:
- объединение государств в многосторонние союзы;
- заключение двусторонних договоров между заинтересованными странами по обеспечению взаимной безопасности;
- демократизация, демилитаризация и гуманизация международного политического порядка;
- обеспечение верховенства права в международных отношениях;
- деятельность международных организаций, региональных структур и институтов.
Многие страны мира сегодня принимают посильное участие в обеспечении международной безопасности и устранении угроз устойчивому развитию. Не является исключением и ФРГ, также выносящая на повестку дня вопрос проблем международной безопасности.
Политика современной Германии в отношении проблемы международной безопасности
Политика сфере обеспечения мира и безопасности, проводимая ФРГ в последние десятилетия, условно может быть подразделена на три этапа:
- первый этап (1991-1998 гг.);
- второй этап (1999 – 2008 гг.);
- третий этап (2009 - наст вр.).
Вкратце рассмотрим каждый из них.
В рамках первой стадии у власти в Германии находился «черно-желтый» кабинет, а сама страна проходила непростой путь самоидентификации на мировой арене. Основным итогом этих лет стала фокусировка внимания на решении проблем безопасности за пределами коллективного Запада. В то же время немецкие власти активно поддерживали расширение НАТО на восток.
В следующий период у власти в Германии находился «красно-зеленый» кабинет, а позже – правительство «Большой коалиции». В это время страна начала оказывать заметное влияние на динамику и промежуточные результаты урегулирования конфликтов на Балканах и пространстве СНГ.
На третьем этапе у власти в Германии находилось правительство «большой коалиции» и «черно-желтый» кабинет. В этот период страна продолжила оказывать возрастающее влияние на ход конфликтов на пространстве СНГ и Балканах. Особое внимание было уделено обеспечению сближения стран постсоветского пространства с Евросоюзом. При этом власти ФРГ выступали против быстрого расширения НАТО за их счет.
Современная Германия признает важность, значимость международной безопасности и необходимость ее комплексного обеспечения. Вместе с тем руководство страны открыто позиционирует ФРГ с центральным действующим лицом в Европе и признает свою готовность брать на себя больше ответственности в части урегулирования и предотвращения конфликтов. Определяющая роль отводится борьбе с международным терроризмом.
Правительство современной Германии придерживается курса на переориентацию с реализации национальных мер обеспечения безопасности на осуществление коллективных оборонных усилий Евросоюза с установкой на формирование в перспективе «Европейского союза обороны и безопасности». В целом отмечается активизация процессов военной интеграции ФРГ с ЕС. Основной акцент при этом делается на обеспечение безопасности в Европе.
На сегодняшний день ключевыми угрозами международной безопасности власти Германии считают ведение гибридных войн, кибертерроризм и проблему раннего распознавания кризисов. Ключевыми направлениями внешней политики ФРГ считаются:
- борьба с проблемой международного терроризма;
- развитие сотрудничества с США и стратегического партнерства НАТО и Евросоюза;
- поддержание и укрепление ОБСЕ и др.
Участие ФРГ в обеспечении международной безопасности
Сегодня ФРГ принимает активное участие в обеспечении международной безопасности. Сотрудничество страна ведет как с другими государствами, так и с международными организациями. Сотрудничество это осуществляется в различных форматах, как двустороннего, так и многостороннего характера.
В вопросах обеспечения международной безопасности особое значение власти страны отводят развитию сотрудничества с международными объединениями и организациями, а также принятию решений не только на государственном, но и на международном уровнях. Одной из форм участия ФРГ в обеспечении международной безопасности является членство страны в Организации Объединенных Наций (ООН).
На протяжении многих лет ФРГ принимает участие во множестве миротворческих и «особых политических» миссий ООН, предоставляя свой военный, полицейский и гражданский контингент. Помимо прочего Германия считается четвертым по величине плательщиком взносов в бюджет миротворческих миссий и одним из четырех наиболее крупных добровольных доноров ООН в части стабилизации и предотвращения конфликтов.
ООН является далеко не единственной международной организацией, с которой Германия сотрудничает в сфере безопасности. Так, например, в целях содействия устойчивому развитию, сокращения разрывов между бедными и богатыми регионами мира, а также обеспечения соблюдения прав человека и норм международного права во всем мире, ФРГ принимает активное участие в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Помимо этого ведется активное сотрудничество и с другими акторами современной системы международных отношений.